:: «не Чернышевский». ЧТО ДЕЛАТЬ?..

Просмотров: 11,926 Рейтинг: 2.7

Как известно, в 2016-2017 году Казахстан пройдет сквозь большой электоральный цикл - выборы президента и депутатов нижней палаты парламента. Можно смело прогнозировать - в указанный период выборы не состоятся.

Наблюдатели сходятся во мнении, что парламентские выборы пройдут раньше президентских, то есть, в 2015 году, очевидно, весной. Поскольку они вновь окажутся досрочными, то для их проведения потребуется веский повод. Казалось бы, вот она интрига в нашей пресной и предсказуемой политической жизни. Но и тут, если пораскинуть мозгами, загадки особой нет.

Власть давно декларирует так называемое усиление роли парламента. И если на первых порах это требовалось для наших заграничных партнеров, которых суперпрезидентская форма правления не устраивала по разным причинам (ну не от любви же к демократии), то в настоящий момент ситуация изменилась, и теперь парламент как законодательный орган и представительная ветвь власти действительно нуждается в усилении.

Оппозиция создала в обществе устойчивый миф о том, что Нурсултан Назарбаев настолько прикипел к президентскому посту, что покинет его не раньше, чем этот бренный мир. Между тем, ни малейших оснований к его созданию не было. До сих пор глава Казахстана действовал как трезвый прагматичный политик, совершенно не напоминающий человека, который может говорить и думать в стиле «После меня хоть потоп». Он совершенно определенно желает войти в историю Казахстана (и шире - Евразии) как созидатель, основатель, восстановитель (ну если считать Евразийский союз реинкарнацией СССР), а не как тиран, сатрап, мелкий среднеазиатский хан эпохи позднего (последнего?) расцвета Pax Americana.

И для этого нужно сделать нечто большее, чем просто найти своего Путина и под Новый год с экранов телевизоров пробормотать что-то вроде «Простите за все, я ухожу».

Назарбаев, вероятно, лучше любого другого в этой стране понимает, что кому бы он ни оставил президентский пост, будут недовольные, и они постараются взять свое. Алиев и Аблязов - это, скажем так, два участника забега, которые не угадали время старта. Да и ждать особо не собирались. Рахат готовил государственный переворот, Мухтар выводил деньги из банковской системы Казахстана, зная, что банкротство одного-двух крупных финансовых институтов уровня БТА приведут к краху всей системы. А теперь эти деньги используются для подкупа политиков, найма публицистов, организации работы редакций, общественных фондов, активистов, провокаторов, саботажников. Словом, всех, кто может помочь решить проблему со стабильностью в Казахстане, подтолкнуть «засидевшегося» президента.

Вряд ли те, кто обладает выдержкой и поэтому пока не рванул на баррикады, по степени жажды власти отстают от Алиева и Аблязова, вряд ли они будут гнушаться методами, как не гнушаются ими стреноженные пока что экс-банкир и экс-посол. Поэтому Нурсултану Назарбаеву предстоит решить главную проблему - проблему большой войны внутри элиты, которая может похоронит Казахстан так же быстро, как Украину.

Возможно, грядущий электоральный цикл и станет временем, когда эта проблема начнет решаться. Примерные контуры ее решения понятны.

Власть, которая в данный момент сосредоточена в президентских руках (назначение судей, премьер-министра по согласованию с парламентом и т.п.), должна быть распределена равномерно между всеми существующими на данный момент претендентами. А их не столь много. Решить эту проблему можно в рамках парламентской модели управления, когда в число депутатов гарантированно проходят представители со-управителей Казахстана. В этой модели и народ получит возможность хоть как-то влиять на ситуацию за счет своих представителей.

Соответственно, пост президента при таком решении проблемы с наследниками становится не столь значим и может быть либо упразднен с передачей полномочий главы исполнительной власти премьер-министру, назначаемому парламентом, либо оставлен с конкретными, четко очерченными полномочиями - вроде представления страны на внешней арене.

Так оно будет выглядеть в идеале. Но нам предстоит пройти определенный переходный период - скажем, от этого электорального цикла до следующего, в течение которого осуществится передача полномочий от президента парламенту. И, учитывая характер давления Астаны на СМИ и общественность, это период будет многим казаться откатом назад, от какой-никакой демократии к диктатуре. Более того, остатки оппозиционной армии Аблязова будут прямо утверждать, что наступает эра диктатуры.

Потому что в этот переходный период будут приняты определенные изменения в Конституцию страны (более весомого повода для последующего роспуска парламента, чтобы запустить изменения, у нас пока не придумали). Мы полагаем, что в этот электоральный цикл будут допущены непрямые выборы президента. То есть, народ изберет парламент, а уже парламент (или же только мажилис, поскольку в сенате есть депутаты, назначенные непосредственно Назарбаевым) будет голосовать за кандидатуру главы государства.

На мысль, что подобное решение проблемы президентских выборов может быть запущено в обиход, наводит прошлая попытка сделать Нурсултана Назарбаева пожизненным президентом через референдум.

Конечно, реакцию общества на это спрогнозировать трудно, но учитывая зачистку на информационном поле, усмирение всех более-менее активных (настоящих буйных мало!) инакомыслящих, можно осторожно предположить, что без этих раздражителей казахстанцы примут на веру доводы власти и согласятся с изменениями. Или же просто промолчат.

Напомним, это всего лишь размышления перед грядущим электоральным циклом, но размышления, вызванные пониманием того, что если и сейчас не начать решать проблему «Казахстана без Назарбаева», то потом просто не хватит времени. Повторимся, простым представлением преемника у нас стабильность перехода власти не обеспечить. Элита такая выросла - каждый должен получит кусок. Иначе от страны и кусочка-то не останется…

Средняя: 2.7 (3 оценок)

Никому уже не интересно обсуждать вопрос преемника. Народ хочет выбирать, а не просить прислать преемника.

Причем каждый регион видит только свои проблемы и свои беды. Им важнее кто акимом области будет, а кто будет президентом - приобретает актуальность лишь через призму влияния его на назначение акима области, ну и конечно, насколько будет готов будущий президент допустить ЭКОНОМИЧЕСКУЮ федеративность региона, в Политическом и Административном плане - напротив, хотят целостности государства.

Центр на сегодняшний день воспринимается как компрадоры, благо отношение к регионам и  вообще само поведение топ-гочиновников Центра мягко говоря  способствует, а если честно, то попросту добивается такого отношения жителей к Центру.

Мы все живем один раз и жить хотим хорошо! И чем раньше.тем лучше.Поэтому народ сам должен выбирать президента и акимом.Переемник никому не интересен.Судей надо будет  увольнять за любое нарушение законности,потому что только так их можно отучить от взяток и нарушпения прав человека на справедливый и независимый суд.Невыносимо жить в государстве,где зажравшиеся чиновники,за наши деньги получая бешенные оклады.и льготы относятся к простым людям ,как к быдло.

Блажен ,кто верует.В  стране с клановым строем  выборы не нужны.... Чиновникам вы не нужны, даже ваши оклады им не нужны. У них все есть по роду-племени-фамилии. ПОКА,я искренне верю....

Комментарии

Поменьше бы таких   абсурдных размышлений! Элиты у нас как таковой нет! Власть должна избираться да и только, никаких прееников, итем более решений депутатов допускать нельзя!

Ну и чьи же это размышления???? "ни Чернышевский" который ни разу - это ХТО????

вполне объективные размышления и пока Алиев с Аблязовым за границей, над нами будет висеть угроза, каких то дестабилизаций в обществе, которые в нынешнее время заканчиваются мирной кровью

а нас вообще мода пошла, как только тебя за взятку, за воровство, за педофилию и тд начинают сажать, так сразу идут в оппозицию, бороться с режимом. Может после того как посадят Алиева с Аблязовым финансирование прекратится и все успокоится?