:: ХАЙПОВАЯ ИСТОРИЯ С МАЛЬЧИКОМ ИХ ЮКО – ЭТО ТОЧКА БИФУРКАЦИИ… Т.Е. СТАЛА ТО ЛИ КОНЦОМ, ТО ЛИ НАЧАЛОМ ЧЕГО ТО?
Всю прошлую неделю социальные сети, его условный казахстанский сегмент, буквально бушевал. История ученика младших классов по имени Нурсултан, которого проживает в неполной семье (без отца) в южно-казахстанском поселке Абай и которого третировали, вплоть до систематических изнасилований группой старшеклассников, всколыхнула общественное мнение. Сама же история истории вызвала кроме возмущения безответственностью и медлительностью (сигналы родная бабушка подавала как бы давно – а реакция на ее заявления появилась гораздо позже…) местных органов. В дело пришлось вмешаться омбудсмену Загипе Балиевой, но это только подлило масла в огонь. В Сети появилось еще больше версий и толкований происшедшего… Свое мнение высказал пор сему поводу и известный казахстанский политолог Андрей Чеботарев в Фейсбуке. Читайте ниже…
* * *
Известный российский журналист и историк по призванию Леонид Млечин в своей книге «Великая война не окончена. Итоги Первой Мировой», в частности, отмечает, что в преддверие и во время Февральской революции в Российской империи: «Спецслужбы оказались бесполезными… Полиция занималась вооруженным подпольем, а ситуацию в обществе в целом некому было анализировать. Охранка искала боевиков с бомбами и револьверами, но не они только представляли опасность для самодержавия». И в таком положении оказались не только спецслужбы царской России. Аналогичным образом некогда всемогущая иранская САВАК при шахском правлении «проспала» исламскую революцию в стране, а «Штази» бывшей ГДР – отечественный вариант «бархатной революции». То же самое можно сказать и про Тунис, Египет и Ливию накануне и во время «арабской весны».
В похожем положении находится и Казахстан. С одной стороны, каких-то явных признаков подготовки и свершения вероятной «цветной революции» не наблюдается. Но, с другой стороны, так было и во многих странах, где смена действующей власти и режима правления происходила внезапно и вследствие не силовых действий оппозиции, диссидентствующих политиков или вооруженных экстремистов, а волнений и протестов широких народных масс. И все потому, что «ситуацию в обществе в целом некому было анализировать». При том, что сама жизнь посылает нашей правящей элите один тревожный сигнал за другим. Ситуация вокруг семилетнего мальчика из ЮКО и его родителей относится к категории «хуже некуда». А чем лучше, к примеру, прошлогодняя ситуация в Атырауской области, где девушку похитили с целью замужества, довели до самоубийства и спокойно затем попросили ее родственников приехать и забрать тело? Не удивительно будет, если это дело «замяли» на местном уровне точно так же, как хотели «замять» дело о насилии над ребенком («А был ли мальчик?»).
Ненормально, когда на ситуации, которые вполне можно решить в соответствие с законодательством на уровне местных акимов, участковых, районной прокуратуры и т.д., приходится реагировать из Астаны. Или вспомнить, например, конфликтную ситуацию в нескольких селах в Мактааральском районе ЮКО в августе 2016 года с участием граждан казахской и таджикской национальности. Для ее урегулирования пришлось лично выезжать в село им. Сейфуллина акиму области и первому вице-министру внутренних дел. Получается, что любые резонансные ситуации не способны решаться на уровне местных властей, которые не могут либо не хотят этого делать. И самое простое – это «замолчать» данные ситуации. Перефразируя известное изречение, «Нет информации – нет проблемы». Но тогда фактически нет и власти, которая должна обеспечивать на вверенной территории правопорядок, безопасность, качественное оказание госуслуг населению, продвижение Рухани жаңғыру, исполнение правительственных программ, поручений Елбасы и многое другое. А раз нет полноценной власти на местах, то и Акорда неспособна контролировать ситуацию в стране должным образом.
Другой тревожный симптом связан с попытками фактически возложить ответственность за проблемы и неурядицы в стране или хотя бы переключить внимание широкой общественности на всевозможные «подрывные» силы. Включая одну организацию, чье даже название «страшно» произносить из-за того ажиотажа, который вокруг нее создали. Понятно, что реальные угрозы экстремизма в Казахстане есть и с ними надо бороться. Но все это борьба со следствием, а не с причинами, которые не устраняются и порождают новые критические ситуации. В результате, что называется, «За деревьями леса не видно». Власти фактически не знают общества, в котором живут и которым управляют. Точнее думают, что управляют, поскольку то явление, при котором везде, сплошь и рядом происходят всевозможные казусы, скандалы, конфликты и т.п., управлением назвать трудно.
Поэтому основной акцент в работе государства и всех его органов от столицы до СНП следует сделать на постоянное и комплексное изучение общества, волнующих его вопросов во всех регионах республики, рассмотрение результатов соответствующих исследований на расширенных заседаниях правительства и региональных акиматов и неотложное принятие необходимых мер для положительного решения этих вопросов. Та же ситуация в ЮКО заслуживает рассмотрения в Совете безопасности, поскольку дело не только в отдельно взятом мальчике и его обидчиках, но и в откровенном коллапсе местных властей. И таких ситуаций по регионам, когда «верхи не могут» да еще и «не хотят», предостаточно. В противном случае бездействие властей, откровенная имитация управления и искусственное переключение внимания себя и других с реальных проблем на что-то другое и незначительное при тех или иных обстоятельствах может обернуться безвластием со всеми вытекающими отсюда последствиями для общества и государства. Ведь если полноценно действующей и легитимной власти нет, то ее может взять в свои руки и творить по своему собственному усмотрению кто-угодно: криминальные авторитеты, псевдорелигиозные деятели, различные кланы и т.д. История и сама жизнь в этом плане хорошие учителя. Главное, чтобы ученики стали прилежными и стремились к получению знаний и их правильному использованию.