:: Ельдес Сейткемел. МАЙДА И МАЙДАН

Просмотров: 899 Рейтинг: 2.3

Да, оба этих слова имеют тюркское происхождение. И если одно стало именем нарицательным для процессов политической жизни на постсоветском пространстве, то со вторым следует разобраться. Тем более, что на территории современной Республики Казахстан, возникают новые коннотации понятий, выраженных в новом прочтении смыслов повестки дня общественной жизни.

В казахском языке, слово «майдА» (с ударением на последнем слоге), имеет несколько значений. И на наш взгляд, все они в какой-то мере, отражают двойственное состояние казахстанского общества: ожидание гипотетического Майдана – при полном отказе от его …принятия. Итак.

В отличие от слова «Майдан», «МайдА» - это:

1. Мелочь, мелкий; майда ақша – мелочь (деньги);

Майда-шүйде – мелочи;

2. Мягкий; майда жүн – мягкая шерсть; мап-майда – совершенно мягкий;

3. Гладкий; майда сөз – вежливое слово.

Итак…

 МайдА.

   Мелкие деньги…тиын-копейки…о них можно вспомнить казахстанцам разве что с грустной улыбкой. Пока наши тиынки доехали до нашего Госбанка, рассчитывались в магазинах и на базарах только в тенге, без учета десятых и сотых после запятой целого тенге…который тогда, в ноябре 93-го равен был четырем долларам. Тогда…а сейчас …и снова улыбнемся, на этот раз печально. Но можно и саркастически – как растем… И главное – вверх. А не вширь, не в площадь, и не в Майдан…вот так, именно с прописной буквы М. А со строчной, «майдан» - на казахском: «фронт, поле битвы, арена борьбы». Но на украинском - Майдан стал тем открытым пространством, которое вобрало в себя, то отражение энергии противостояний народных масс и властных структур, когда телеэкран становится обучающей компьютерной игрой. Видеокартинка разбивает столкновение на сегменты декора и эпизоды обстановки в конкретные временные отрезки, чтобы объединить их в финальную картину победы, с исполнением гимна Украины, на фоне площади, подсвеченной смартфонами в руках победителей. Словом, - Майдан…

МайдА же, так и остается «мелочью звенящей» без окончания Н - энного количества далеко не мелких денег, вкладываемых в структуры «грантоедов», призванных к «продвижению демократии» на постсоветском пространстве. К возникновению «новой площади» - «площадки столкновения мнений». Но не случилось у нас…пока. И мешают этому, на наш взгляд, простые мелочи жизни…

Майда-шүйде – мелочи.

Да стоит ли обращать внимание на какие-то мелочи, при рассмотрении задач стратегического инвестирования…нет, конечно же. Вот, в Кыргызстане, к примеру, неправительственные организации возникали, похоже, в результате внутриклеточного деления, и когда стали числом во многие тысячи, переродились в новообразования, сродни раковым опухолям. Организм государства не справился с «интоксикацией свободы» самоорганизующихся масс, и переадресовал задачи отторжения «иммунной системе» силовых структур, которые в свою очередь, были также ослаблены «вирусами майданизирующей вольницы». В итоге – «химиотерапия арестов» тех самых «бывших», а это еще ждет и Украину. Но как показывает мировой опыт «анамнеза самоочищения», здоровью государства это плохо помогает, что Кыргызстан ярко демонстрирует.

Казахстану бы поблагодарить братьев-кыргызов за наглядный пример того, как нельзя поступать со здоровьем собственного общества, да только все это – «мелочи». По сравнению с организацией Майданов: сколько туда было инвестировано, точно никто не знает. Но один из основных законов бизнеса гласит: защищайте ваши инвестиции. А из этого следует… А вот что следует: какие-то средства выделены Западом, к примеру, в неправительственную организацию по защите Розовых фламинго.

Далее, заказчик требует результата борьбы по защите: призывов, демонстраций, пикетов. А как иначе бороться за сохранение фламинго, как не обвинять власти РК в преступном равнодушии к судьбе ареала обитания, - к Тенгизу. При этом, намерено опуская название географической точки – озеро. Но на слуху больше…вахтовый поселок нефтяников -  Тенгиз. Тот самый, где происходили столкновения местных и иностранных рабочих. Но, предположим, выйдут активисты на улицы Алматы с плакатами: «Тенгиз кормит всех!». Кого именно: перелетных фламинго или залетных мигрантов – не уточняется, а зачем – мелочи все это…

Также к мелочам жизни (главным образом - политической), можно отнести вывешивание транспаранта: «От правды не убежишь!», во время алматинского марафона. Можно было бы отнестись к этой акции с известной долей юмора, если бы не потребовалось испустить при этом усталый вздох и покачать сокрушенно головой: «Мелковато вышло…». Причем, со всех сторон. И со стороны активистов, и со стороны властей. Организаторов флэшмоба зачем-то «упаковали» и административно намерили по 15 суток. Но в итоге выпустили досрочно, наверное, за хорошее поведение на нарах. А в это время, в социальных сетях началось такое, что называется новомодно – «хайп», который сам по себе – мелочь, сродни «суматохе в колидоре», но… Далее последовало продолжение «праздника неповиновения»: молодые и не очень люди в крупных городах РК, стали выходить на пикеты с белыми листами ватмана, и поднимать их над головой. А это уже не бытовая мелочёвка, особенно если это направлено…Нур-Султану…

И все это, лишь на первый взгляд. Но при ближайшем рассмотрении, отчетливо проступают скрытые знаки этой «мелочи бытия», причем, главным образом – водяные. Пока «неравнодушные граждане» (читай- грантоеды) получали финансовую поддержку от западных хозяев, их все устраивало. Тихо работали себе над созданием «основ гражданского общества – институционального оформления запроса», но от них потребовали конкретных действий. И чтобы хоть как-то отчитаться за ту «мелочь», которая была вложена в них в виде грантов, борцы за демократию трансформировались из гонимых экспатов –  в голимых эскапистов. «Не убежать вам от проблем – своих и государства!» - это и было продемонстрировано акцией. И что? Не убежишь…знаем…и все? Мелко, ребята. Это – грантодателям: хватит мелочью швыряться. А то – кому Майдан, а кому – майдА…

Майда сөзвежливое слово.

И оно должно быть сказано: «Майдан – необходим, но не в том значении, в каком его пытаются представить новые «рррэволюционеры». Ведь как там у белоруса  В.Коротича: «Переведи меня через майдан//Через родное торжище людское//Туда, где пчелы в гречневом покое//Переведи меня через майдан». Вслушайтесь, это… Душевная просьба, как мольба о том, чтобы кто-то обладающий властью над судьбами людей, провел по открытому пространству жизни, где «дни моей ничтожности и славы», провел тихо, невесомо, бережно, без саднящей боли о несбывшемся, но предначертанному в книге судеб…Майдану. По тому белорусскому, который накликали. Но вот что окажется в конце: «Переведи…Майдана океан…// Качнулся, взял, и вел его в тумане,//Когда упал он мертвым на майдане…//А поля не было, где кончился майдан».

И, вежливо говоря, «майдануться» приходится тем, кто пытается решать задачи обновления не эволюционно, а революционно, при этом стараясь «растворять» ответственность в «волне народных масс», избегая конкретики в определении личного участия. И чтобы эти процессы не набирали силу в Казахстане,  «вежливое слово» здесь должно прозвучать, прежде всего, от партии «Нур-Отан». Которая демонстрирует в предвыборный период собранность и дисциплину в своих рядах. Никоим образом НЕ даст в электоральный период, вовлечь своих членов в пустопорожнюю «говорильню» на митингах. И это, в свою очередь, может послужить гарантией, что угроза предначертанным сбывшимся на Украине, и почти сбывшимся в Белоруссии,  сделает отрицательную частицу НЕ тем самым вежливым напоминанием НЕ соответствия масштабу понятий… Майдан и майдА у нас в Казахстане.

Да, оба этих слова имеют тюркское происхождение. И если одно стало именем нарицательным для процессов политической жизни на постсоветском пространстве, то со вторым следует разобраться. Тем более, что на территории современной Республики Казахстан, возникают новые коннотации понятий, выраженных в новом прочтении смыслов повестки дня общественной жизни.

В казахском языке, слово «майдА» (с ударением на последнем слоге), имеет несколько значений. И на наш взгляд, все они в какой-то мере, отражают двойственное состояние казахстанского общества: ожидание гипотетического Майдана – при полном отказе от его …принятия. Итак.

В отличие от слова «Майдан», «МайдА» - это:

1. Мелочь, мелкий; майда ақша – мелочь (деньги);

Майда-шүйде – мелочи;

2. Мягкий; майда жүн – мягкая шерсть; мап-майда – совершенно мягкий;

3. Гладкий; майда сөз – вежливое слово.

Итак…

 МайдА.

   Мелкие деньги…тиын-копейки…о них можно вспомнить казахстанцам разве что с грустной улыбкой. Пока наши тиынки доехали до нашего Госбанка, рассчитывались в магазинах и на базарах только в тенге, без учета десятых и сотых после запятой целого тенге…который тогда, в ноябре 93-го равен был четырем долларам. Тогда…а сейчас …и снова улыбнемся, на этот раз печально. Но можно и саркастически – как растем… И главное – вверх. А не вширь, не в площадь, и не в Майдан…вот так, именно с прописной буквы М. А со строчной, «майдан» - на казахском: «фронт, поле битвы, арена борьбы». Но на украинском - Майдан стал тем открытым пространством, которое вобрало в себя, то отражение энергии противостояний народных масс и властных структур, когда телеэкран становится обучающей компьютерной игрой. Видеокартинка разбивает столкновение на сегменты декора и эпизоды обстановки в конкретные временные отрезки, чтобы объединить их в финальную картину победы, с исполнением гимна Украины, на фоне площади, подсвеченной смартфонами в руках победителей. Словом, - Майдан…

МайдА же, так и остается «мелочью звенящей» без окончания Н - энного количества далеко не мелких денег, вкладываемых в структуры «грантоедов», призванных к «продвижению демократии» на постсоветском пространстве. К возникновению «новой площади» - «площадки столкновения мнений». Но не случилось у нас…пока. И мешают этому, на наш взгляд, простые мелочи жизни…

Майда-шүйде – мелочи.

Да стоит ли обращать внимание на какие-то мелочи, при рассмотрении задач стратегического инвестирования…нет, конечно же. Вот, в Кыргызстане, к примеру, неправительственные организации возникали, похоже, в результате внутриклеточного деления, и когда стали числом во многие тысячи, переродились в новообразования, сродни раковым опухолям. Организм государства не справился с «интоксикацией свободы» самоорганизующихся масс, и переадресовал задачи отторжения «иммунной системе» силовых структур, которые в свою очередь, были также ослаблены «вирусами майданизирующей вольницы». В итоге – «химиотерапия арестов» тех самых «бывших», а это еще ждет и Украину. Но как показывает мировой опыт «анамнеза самоочищения», здоровью государства это плохо помогает, что Кыргызстан ярко демонстрирует.

Казахстану бы поблагодарить братьев-кыргызов за наглядный пример того, как нельзя поступать со здоровьем собственного общества, да только все это – «мелочи». По сравнению с организацией Майданов: сколько туда было инвестировано, точно никто не знает. Но один из основных законов бизнеса гласит: защищайте ваши инвестиции. А из этого следует… А вот что следует: какие-то средства выделены Западом, к примеру, в неправительственную организацию по защите Розовых фламинго.

Далее, заказчик требует результата борьбы по защите: призывов, демонстраций, пикетов. А как иначе бороться за сохранение фламинго, как не обвинять власти РК в преступном равнодушии к судьбе ареала обитания, - к Тенгизу. При этом, намерено опуская название географической точки – озеро. Но на слуху больше…вахтовый поселок нефтяников -  Тенгиз. Тот самый, где происходили столкновения местных и иностранных рабочих. Но, предположим, выйдут активисты на улицы Алматы с плакатами: «Тенгиз кормит всех!». Кого именно: перелетных фламинго или залетных мигрантов – не уточняется, а зачем – мелочи все это…

Также к мелочам жизни (главным образом - политической), можно отнести вывешивание транспаранта: «От правды не убежишь!», во время алматинского марафона. Можно было бы отнестись к этой акции с известной долей юмора, если бы не потребовалось испустить при этом усталый вздох и покачать сокрушенно головой: «Мелковато вышло…». Причем, со всех сторон. И со стороны активистов, и со стороны властей. Организаторов флэшмоба зачем-то «упаковали» и административно намерили по 15 суток. Но в итоге выпустили досрочно, наверное, за хорошее поведение на нарах. А в это время, в социальных сетях началось такое, что называется новомодно – «хайп», который сам по себе – мелочь, сродни «суматохе в колидоре», но… Далее последовало продолжение «праздника неповиновения»: молодые и не очень люди в крупных городах РК, стали выходить на пикеты с белыми листами ватмана, и поднимать их над головой. А это уже не бытовая мелочёвка, особенно если это направлено…Нур-Султану…

И все это, лишь на первый взгляд. Но при ближайшем рассмотрении, отчетливо проступают скрытые знаки этой «мелочи бытия», причем, главным образом – водяные. Пока «неравнодушные граждане» (читай- грантоеды) получали финансовую поддержку от западных хозяев, их все устраивало. Тихо работали себе над созданием «основ гражданского общества – институционального оформления запроса», но от них потребовали конкретных действий. И чтобы хоть как-то отчитаться за ту «мелочь», которая была вложена в них в виде грантов, борцы за демократию трансформировались из гонимых экспатов –  в голимых эскапистов. «Не убежать вам от проблем – своих и государства!» - это и было продемонстрировано акцией. И что? Не убежишь…знаем…и все? Мелко, ребята. Это – грантодателям: хватит мелочью швыряться. А то – кому Майдан, а кому – майдА…

Майда сөзвежливое слово.

И оно должно быть сказано: «Майдан – необходим, но не в том значении, в каком его пытаются представить новые «рррэвоюционеры». Ведь как там у белоруса  В.Коротича: «Переведи меня через майдан//Через родное торжище людское//Туда, где пчелы в гречневом покое//Переведи меня через майдан». Вслушайтесь, это… Душевная просьба, как мольба о том, чтобы кто-то обладающий властью над судьбами людей, провел по открытому пространству жизни, где «дни моей ничтожности и славы», провел тихо, невесомо, бережно, без саднящей боли о несбывшемся, но предначертанному в книге судеб…Майдану. По тому белорусскому, который накликали. Но вот что окажется в конце: «Переведи…Майдана океан…// Качнулся, взял, и вел его в тумане,//Когда упал он мертвым на майдане…//А поля не было, где кончился майдан».

И, вежливо говоря, «майдануться» приходится тем, кто пытается решать задачи обновления не эволюционно, а революционно, при этом стараясь «растворять» ответственность в «волне народных масс», избегая конкретики в определении личного участия. И чтобы эти процессы не набирали силу в Казахстане,  «вежливое слово» здесь должно прозвучать, прежде всего, от партии «Нур-Отан». Которая демонстрирует в предвыборный период собранность и дисциплину в своих рядах. Никоим образом НЕ даст в электоральный период, вовлечь своих членов в пустопорожнюю «говорильню» на митингах. И это, в свою очередь, может послужить гарантией, что угроза предначертанным сбывшимся на Украине, и почти сбывшимся в Белоруссии,  сделает отрицательную частицу НЕ тем самым вежливым напоминанием НЕ соответствия масштабу понятий… Майдан и майдА у нас в Казахстане.

Средняя: 2.3 (3 оценок)