:: Ессей Ахметбек. КРАСНЫЕ «БУСЫ»

Просмотров: 1,587 Рейтинг: 5.0

   …и «красные авто…бусы». Как некий символ текущего состояния медиа-пространства… Какая связь? Да прямая, если вглядеться повнимательнее. И увидеть, что явили собой «красные автобусы» Народной Партии Казахстана (НПК). Те самые, с тремя сжатыми и вскинутыми вверх кулаками, как общемировой жест протеста и эмблема содействия напряжению – «вместе мы сила». Было бы достаточно и одного кулака, нарисованного на борту «красного автобуса», но скорее всего, креативщики партактива решили продемонстрировать погруженность в «почвенную тему», и кулаков стало числом ровно по количеству «жузов». И по которым проехал этот «красный бус», если называть его на английский манер. Правда, на Британских островах он называется несколько иначе: «даблдекер» - «двухэтажный». Но странное дело, это словосочетание звучит похоже и на казахском – «дабылдерек». И если вглядеться, и самое главное – вслушаться, то можно понять, насколько явны и непротиворечивы совпадения в использовании возникающих смыслов. Особенно в их практическом применении: «даблдекер» не только транспортное средство, но и звучащий, и визуальный объект  городской медиа-культуры. Ведь если вспомнить, во что превращается этот автобус, когда «на втором этаже» празднует свою победу местный футбольный клуб, поливая с высоты своего величия, разными пенными напитками толпы ликующих фанатов.

   На наших степных просторах, ничего подобного мы не празднуем – нечего, да и не с кем. Вот эту брешь решили заполнить бывшие «комми», поливая толпу мрачноватого электората «пеной речей». По большей части, о том, что…все пропало! Ну, этого у современных «леваков» не отнять – умеют создать атмосферу «предреволюционной ситуации». Тут и пандемия, и коллапс мировой экономики, основанной на эксплуатации бесправных масс…ну, и далее по методичкам еще советского агитпропа. Но при всем этом, всем собравшимся у данной «одноэтажной агитпередвижки», доподлинно известно, что если кто может решать вопросы не на словах, а на деле, так это партия «Нур-Отан». Партия Власти и…все тут.

   И все же…причем здесь «красный автобус»? Да притом, что «даблдекер» торжествующей победы, превращен в условиях нашей казахстанской действительности, в некий сетевой аналог «барабана» гибридной информационной войны. Вот посудите сами… Заявленный выше казахский неологизм «дабылдерек», составлен из двух частей, и каждая из них лишь усиливает смысловое наполнение этого нового слова. Давайте обратимся к словарям…

«Дабыл» - 1. призыв; сигнал; «дабыл қағу» поднимать тревогу. 2. слух, молва; дабыл тарату (шашу) распространять слух; ел ішінде осындай дабыл бар среди населения ходит такая молва.

 

 Кроме того, производное от вышеуказанного…

 

«Дабылдау» - сигнализировать, призывать, оповещать.

 

И во второй части понятия «дабылдерек», находим похожее смысловое значение:

 

«Дерек» 1. факт, данные; 2. весть.

 

  Но все же, корневым значением является «дабыл» - «барабан».

Остановимся на этом инструменте, тем более, что не всегда он был чисто музыкальным. Особенно в наших степных палестинах, где на открытых пространствах степи именно барабан исполнял сигнальные функции. «Узун-кулак» был уже переведенной и отформатированной информацией, переданной в ключе «степной морзянки». Кочевниками она считывалась на уровне подсознания: ритмически оформлялось – у нас свадьба, тризна, примирение, ожидание. Но это было лишь производным от основного предназначения – подачи боевых сигналов во время военных действий. Когда главный боевой барабан – огромный «дабыл» - устанавливался на некой «верхней точке», откуда просматривалось все поле боя. Командующий отдавал приказы войскам, руководя исполнителями того или иного ритма – именно барабанщики выдавали требуемый в данный момент ритм для конницы. «Дабылдау» - «сигнализирующий грохот» - подхватывался «литаврщиками», скачущими непосредственно в отрядах, поддерживая  ритм седельными барабанами. Они передавали ритмически оформленные команды непосредственно воинам, и для этого не требовались «вестовые». Да и как бы они озвучивали приказы «главковерха», посреди сумятицы боя, топота копыт и криков в тучах пыли. Но ритм главного барабана задавал требуемую в данный момент скорость движения, руководил направлениями конной лавы, командовал разворот или отход. Помимо того, что он в нужный момент – это наиболее ясно было видно со стороны и сверху – выдавал ритмически оформленную команду: «ат уке!» - «пускай стрелу!». Которая позже вошла во многие языки как «атака». И все это посредством ритма, основанного, прежде всего, на аллюрах лошади, и этот самый ритм лег в основу казахского народного мелоса и музыкального строя домбры.

Но вернемся к нашим…бусам. Нет, не к «красным автобусам», а к тому, во что они могут превратиться. И возьмем на себя смелость предположить, что переродятся они в… «бусики». Сиречь, в маленькие «красненькие бусинки» - «маршруток», читай, - маршрутных такси. Набитых теми самыми «всепропальщиками», мрачно диагностирующими сегодняшнее состояние дел в РК. Если это не так, и все это можно отнести к социальной усталости от пандемии, то попробуйте ехать в таких «бусиках», и не слышать при этом обмена репликами по поводу властей самых разных уровней. И если называть вещи своими именами, то можно с большой долей уверенности предположить – это «красные бусы», нанизанные на сетевые основы – тэги: «среди населения ходит такая молва».

   Если взглянуть на сегодняшний российский опыт, то там такое «нанизывание на тему», происходит с катастрофической быстротой. Но тамошние «бусы» ярче проявлены, как и их число в соответствии количеству народонаселения: слово «бусы», происходит от арабского «busr» - «бисер», следовательно, малозаметны по отдельности. Но вот когда сетевое сообщество «антиваксеров» начинает разматывать «бисерные нити» интернет-структур по всей России, а число их перевалило за сотню, вот тогда становится не до смеха. И выражение «метать бисер…» приобретает новое значение, как и новые прочтения – и со стороны властей, и со стороны противников всеобщей вакцинации.

Но стоит ли ждать проезда «красного автобуса» по нашему виртуальному пространству, в котором он определится как «дабылдерек», и уже самостоятельно будет  нанизывать протестную тематику? Конечно, можно переадресовать  вопросы партии «Нур-Отан», а затем и далее говорить о вещах более отстраненных и приятных. А не лучше ли будет поддержать партию власти именно в то время, когда вся мировая политика определена как движение по нарастанию хаОса. Да, не первозданного хАоса, из которого рождается системный порядок, а беспорядка, как системы дефрагментации отдельных частей созидательного развития.

Это когда «барабан вести» начинает превращаться в красные «бусы», а они имеют обыкновение стягиваться…

Средняя: 5 (3 оценок)