:: Ельдес Сейткемел. ГОЛЬ. БОЛЬ. СЕТЬ.

Просмотров: 1,615 Рейтинг: 4.7

Примем эти сокращения, которые послужат далее конкретике понимания таких понятий как Голливуд, Боливуд и всемирная Сеть. «Планета Голливуд» - «фабрика грез», да плюс еще куча эпитетов, обозначивших движение всего 20-го века. По «столбовому шоссе» американской мечты, к поиску конца двойной осевой линии, на пути реализации возможностей. И то, что по встречной полосе никто не едет «оттуда» - лишь подтверждение факта отсутствия этого самого конца: там, у горизонта, никогда не встанут буквы финального титра: «The End». Жизнь «как в кино» продолжается по написанным и воплощенным сценариям уже в реальной действительности. «Мир Голливуда»  выстроил остальной подлунный мир по своему образу и подобию, и теперь лишь следит за развитием сюжетов мирного и мирового сосуществования, именно и только по своим лекалам.

По которым, «неукротимый белый человек» всегда достигает своей цели, чем бы ни являлась: обретением богатства или гармонии в душе – не важно. Важно делать это «как белые люди» и только это может быть нормой, следование которой является сутью «нормальных людей». Далее идет, на первый взгляд, сопутствующая детализация: как одеваться, как общаться, как целоваться, как заниматься любовью, бизнесом, спасением человечества, и прочие мелочи соответствия знаковым экранным образам. Таким цивильным и отформатированным в матрице поведения современного человека. Читай: словно сошедшего с экрана голливудского клише, отпечатанного под диктовку миссионерского «бремени белого человека».  Мир, в котором должна гармонировать свобода воплощения мечты и драматургия установленных правил. А они таковы, что при скрупулезном рассмотрении, умещаются в несложную формулу: «Заработай или сдохни!».

Но на постсоветском пространстве, в силу исторических обстоятельств, более приемлема формула авиатора Сикорского: «Успел и успех – суть слова одного корня». Успел встроиться в рыночные отношения, в эпоху первоначального накопления капитала – «жизнь удалась». А если не успел попользоваться остатками советского наследия, устало и раздраженно вздохни: «Жизнь…ух!..дала…». Но если из всего доставшегося, у тебя -  квартира родителей, то только и остается, что тешить себя мыслью – хоть это успел!.. И находить успокоение в поговорке: «Голь на выдумки хитра». («А лично я хитер настолько, что не просто выжил, но еще умудряюсь мириться с собственным несоответствием канонам «белого человека»). Ну, не дано мне это, ни судьбой, ни историей, следовательно, остается только иронично взирать, как мир пытается реализовывать сюжеты, которые навязаны и отыграны без меня…

Но в условиях пандемии пришлось пересматривать и эти установки, поскольку в процессе трансформации мировой политики Голливуда, потребовался иной взгляд на целевую аудиторию. И «фабрика грез» - это взрослая аудитория, с их чувствами и страстями, «фабрика катастроф» - тоже. Но уже с поправкой на урбанистический антураж, который агрессивен, и противостоять которому может лишь повзрослевший в этой среде человек. «Фабрика галактик» - это для тех, кто уже начал сидеть за компьютером и взрослеть не собирался. Сегодняшняя «фабрика трансформеров», вообще нацелена на компьютеризированное поколение, которое уже не может себе представить, что в реальном мире существует нечто, не подвластное трансформации в видео образ. И это уже не «Лего», собранное руками с затратой времени и усилий, - киногерой становится игрушкой, а на экране дается инструкция, как развернуть его последовательно из одного образа в другой. И это кино – для детей и для тех, кто приходит с детьми в кино: хрустит попкорном, булькает газировку, соглашаясь вновь становиться ребенком. Ведь ощущения именно этого состояния он ждет, покупая билет в кинотеатр, чтобы забыться во вновь детском сознании, за которое он заплатил. Но карантинные мероприятия позакрывали большинство кинозалов, и вот…

 

Повторим как мантру: мир уже никогда не будет прежним. Киномир – тоже. Зритель понимает, что мир его киногрёз обеднел, и все же… Бедным не больно оттого, что это новое условие принятия жизни. Той самой, обычной, рутинной, тихо и незаметно ведущей борьбу за существование…в этой самой «боли», ощущение которой меняется от остроты и яркости переживания. Как говорится: сетуешь, что несчастлив – безответно влюбись…для полноты картины.

И уже по законам продукции Болливуда…люби, страдай, борись, дерись: «тыдыщь-тыдыщь» - все как положено в индийском кино. Это не Голливуд, здесь все более трафаретно и предсказуемо: Добро и Любовь побеждают, и конец фильм-оff… про то, что твой внутренний мир никогда не признает тщету своих же усилий. Многосерийная экранная БОЛЬ никогда не перестанет назначать себя проявлением жизни…много сериальной – телевизионной. И в этом случае, она сродни той «сладкой боли», с которой оглаживают и массируют «созревающий» фурункул. Ну, вот хочется это делать время от времени, и не думая о результате, да и не ожидая его. Важен сам процесс, а не желание доставить себе конкретную боль, которая может стать очищением. Античный прогноз на возникновение «катарсиса», в результате переживания сценических трагедий, в данном случае не работает. Это излишняя эмоциональность, неоправданная душевная работа, за которую придется заплатить самому себе. И стресс, со всеми его психосоматическими последствиями, лишь малая цена. Наверное поэтому, мы так часто слышим: «Я в шоке»…причем без ноток трагизма, а так…констатация неприемлемого отношения к чему-либо. Непрерывная повторяемость этого самого «самошокирования», сродни бесконечной игре во «что-то случилось», хотя на самом деле ничего не происходит. И все это отражено в сериалах, которые лишь поддерживают нашу уверенность – это знакомо, а значит – не может причинить настоящую боль. Стоит ли после этого удивляться тому факту, что основная аудитория сериалов – люди в возрасте, а следовательно – с жизненным опытом. Который подсказывает, что сериал, как некая «жевательная резинка» для глаз, на наше психическое здоровье никак не повлияет, и значит можно потреблять дальше. Тоже самое с ТВ – все эти ток-шоу, даже переходящие в откровенные выяснения отношений, включающие в себя и «рукопашную»…все это уже было, и на уровне «явшоке» - всплеск остаточных эмоций, от реальных действий, в прошлом. В котором и живет возрастная аудитория телезрителей.

СЕТЬ. Это разговор особый. ГОЛЬ и БОЛЬ сходятся в нем, конкурируя и дополняя друг друга, одновременно. И фильмы, и сериалы, следует признать, не составляют в Интернете основного контента. Не станем вдаваться в подробности, – какой процент в ней порнопродукции, лишь признаем – большой. Но в основном, то, что транслирует монитор компьютера, планшета или смартфона, должно отвечать на  «прикалываясь» можно донести до зрителя основной посыл видео обращения: «Мы же понимаем, что это продукция – второсортна, издевательски подражательна, нагло беспардонна, но весь «прикол» в том и состоит, что ее создатели бескрайне свободны настолько, что либерально щелкают по носу «монстра общественного вкуса». Это пародия на высказывание, а как известно, пародируется только то, что живо и свято. Отсюда весь этот контент «прикольного видео», и не станем описывать все это буйство пошлости и цинизма: от пьяных драк до сцен откровенного насилия…и так ясно – «прикольно же»…

Такие вот дела, если не сказать «приколы», правят бал в Сети. И от этого невозможно отмахнуться. Ведь не случайно Президент Токаев, в  Послании, особо подчеркнул:

«Благодаря социальным сетям проблемы, не находящие решения на местах, становятся известными всей стране.

Надо создать единый легитимный институт онлайн-петиций для инициирования гражданами реформ и предложений. Такой механизм должен быть полностью защищен от каких-либо манипуляций.».

Но как защититься от этих самых «манипуляций приколами», когда именно ими заполнена СЕТЬ? Как противостоять анархии либерального стремления к полному отказу, от каких бы то ни было моральных устоев? Ответ может быть только один – создавать конкурентно способную продукцию, на основе нравственной самоцензуры. И здесь гражданскому обществу РК, остается уповать на проекты партии Нур-Отан, с которыми пришли на праймериз молодые новые кандидаты. Это люди в большинстве своем молодые, а значит могущие представить на суд общественности достойные программы по наполнению креативным контентом медиа-пространство Сети. ГОЛЬ и БОЛЬ – останутся, куда же без них. Но остальные «сетевые ячейки» должны быть приемлемыми для нашей ментальности. Читай: соответствовать духовному своеобразию казахстанцев. И без всяких «приколов».

Средняя: 4.7 (3 оценок)