:: Газиз Абишев. НЕДОПОНЯТАЯ ПРОГРАММА: ПЕЧАЛЬНАЯ СУДЬБА «РУХАНИ ЖАНГЫРУ» В КАЗАХСТАНЕ

Просмотров: 1,237 Рейтинг: 0.0

Государственный аппарат Казахстана не понял программу «Рухани Жангыру» и превратил её в профанацию. С этим нужно что-то делать, ведь посылы, изложенные в документы, до сих пор актуальны.

12 апреля 2017 года Нурсултан Назарбаев выпустил статью под названием «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Слово «модернизация» - ключевое, ведь на волне роста национального самосознания в Казахстане начали все чаще проявляться признаки архаизации общества: похищение невест, многожёнство, кумовство, погружение в религию, народное целительство и прочие «прелести» средневекового уклада жизни. Если сформулировать суть программы «Рухани Жангыру» коротко, то получается следующее: да, в рамках исторического процесса необходимо сохранить казахскую культуру, но, вместе с тем, необходимо произвести модернизацию культурного кода по ряду направлений.

Нет ничего зазорного в том, чтобы избавиться от плохого, оставив хорошее и переняв полезное. «РЖ» обращает внимание на следующие направления (в скобках – авторская интерпретация, с учетом общего духа программы):

1) Конкурентоспособность (стать конкурентоспособными, как немцы);

2) Прагматизм (быть прагматичными, как израильтяне);

3) Сохранение национальной идентичности (сберечь свою культуру, как японцы), 4) Культ знания (все должны грызть гранит науки, как китайцы);

5) Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана (политическая и экономическая модернизация должна идти постепенно, без рывков, как у британцев);

6) Открытость сознания (способность принимать и адаптировать новые идеи, как это делают американцы);

«Открытость и восприимчивость к лучшим достижениям, а не заведомое отталкивание всего «не своего» – вот залог успеха и один из показателей открытого сознания.

Если казахстанцы будут судить о мире из окон своих домов, то можно и не увидеть, какие бури надвигаются в мире, на материке или в соседних странах. Можно не увидеть леса за деревьями, можно не понять даже внешних пружин, которые заставляют нас иногда серьезно менять подходы», - отмечается в программной статье.

Фактически, «Рухани Жангыру» обращается к консервативным кругам, включая людей национал-патриотических взглядов и антизападников с «советским складом сознания»: Казахстан не должен поддаваться эмоциям и популизму, закрываясь от международных трендов. Можно сохранить национальную культуру и быть современной нацией, с хирургической точностью избавившись от тянущих назад пережитков.

Однако, популярной в массах программа не стала. Причин тому несколько.

Во-первых, понятный продвинутым кругам, тезис о необходимости отхода от некоторых дремучих средневековых традиций не был сформулирован достаточно четко для провинции. В тексте статьи идея искусно скрыта среди множества фраз, в которых не хватает конкретных примеров архаики и пережитков. Возможно, это делалось дабы не вызывать слишком сильного сопротивления со стороны консервативных кругов, которые могли бы обвинить элиты в манкуртизме и пренебрежении казахской культурой.

Во-вторых, суть программы не была разъяснена на центральном уровне, многие эксперты и СМИ сами не поняли, в чем заключается основная красная линия смысла «Рухани Жангыру», а потому в основном занимались восхвалением объекта в целом, а также его мелких частностей.

И в-третьих, чиновники на местах восприняли «Рухани Жангыру» как гуманитарную программу национального возрождения, то есть фактически сделали прямо противоположные выводы тем, что были изначально заложены в программу.

В итоге реализация «Рухани Жангыру» пошла совсем не по той дорожке. Это в начале 2018 года был вынужден признать и сам Нурсултан Назарбаев. «А есть акимы, которые свою ежедневную работу записывают как работу в рамках «Рухани жаңғыру». Постоянную работу – проведение фестивалей, спортивных состязаний акимы заявляют, что провели в рамках «Рухани жаңғыру». Но это же профанация. Это значит, что они не понимают, что такое "Рухани жаңғыру», - заявил он на одном из совещаний.Подобных случаев действительно немало. В Акмолинской области под эгидой «Рухани Жангыру» переименовали в честь казахских биев несколько улиц. В Туркестанской области в рамках «Рухани Жангыру» состоялось проведение верблюжьих гонок. В Мангистауской области сшили специальный шапан для футболиста Криштиану Роналдо. Всех обогнала Павлодарская область: здесь под «Рухани Жангыру» записали и чемпионат по ползанию среди годовалых малышей, и конкурс бата (национальных казахских молитв) среди пожилых людей, и конкурс песен среди полицейских, и даже модернизацию водопровода в туристическом районе.

Получается, Казахстан стоит на развилке: идти по пути современного либерального общества с сохранением национальной культуры, устаревшие элементы которой переведены в декоративное состояние, по примеру Японии, Южной Кореи и государств Евразии. Либо подходить к вопросу развития национального самосознания с иранской тотальностью, отвергая все новое в пользу условно-исконного. От того, какой выбор сделает страна, зависит ее будущее. «Рухани Жангыру» как бы намекает: одним из любимых национальных традиций испанцев в X-XII веке было сжечь на костре 2-3 ведьмы. Сейчас испанцы от этой традиции отказались и не потеряли ни своей культуры, ни своего государства. Казахи могут сделать так же, главное – правильно разобраться, что сохранить, от чего избавить, чему научиться.

С уходом Марата Тажина – вдохновителя и куратора «Рухани Жангыру» - с высоких должностей в Администрации Президента, актуальность главной идеи программы не исчезла. Казахстан раскалывается на две части – продвинутые образованные жители мегаполисов и стремительно архаизирующиеся провинция и село. Снижается общая конкурентоспособность и нарастает ценностный конфликт. Достичь своих основных целей – сохранение в историческом процессе и построение устойчивого успешного государства – Казахстан сможет, лишь приняв самые современные международные ценностные установки. Другими словами, потерпевшая фиаско «Рухани Жангыру», скорее всего, будет перезагружена, переназвана и перезапущена вновь. Для того, чтобы она достигла своей цели, необходимо следующее:

- провести масштабное социологическое исследование о «состоянии умов» в казахстанском обществе, определить, какие регионы и демографические группы находятся в зоне риска безвозвратной архаизации, и в какой степени рискует каждая из них;

- сформулировать программу с предельно четкими и понятными тезисами о недопустимости возвращения к средневековому социокультурному укладу;

- провести открытую общенациональную дискуссию о модернизации общественного сознания и эволюции ценностей; - таргетировать эту программу по группам риска (то есть, нет необходимости продвигать ее с особенным упорством в Алматы и Астане, но жизненно необходимо – в обширных провинциях). Если сделать все достаточно масштабно и качественно, Казахстан еще может исправить ситуацию и не превратиться в Монголию или Пакистан.

Источник: ИАЦ МГУ

Голосов еще нет