:: 23 ИЮНЯ – ДЕНЬ КАЗАХСТАНСКОЙ ПОЛИЦИИ

Просмотров: 24,478 Рейтинг: 3.8

Ровно пятнадцать лет назад Верховный Совет РК принял закон «Об органах внутренних дел Республики Казахстан». Это был первый правовой акт, определивший задачи и функции казахстанской полиции. На днях указом главы государства 23 июня было официально утверждено Днем полиции. Столичный парк защитников Отечества пестрел алыми генеральскими лампасами. Пятьдесят один отечественный генерал, представители министерств внутренних дел из восьми стран Содружества: России, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Узбекистана и Кыргызстана, приехавшие специально в нашу страну, почтили память павших за Родину минутой молчания и возложили цветы к монументу.

В торжественной церемонии приняли участие министр внутренних дел РК Бауржан Мухамеджанов и бывший глава МВД генерал-лейтенант Болат Баекенов.

Читать здесь

Фото из еженедельника "ЛИТЕР"

ПРИСЯГЕ ВЕРНЫ
(опубликовано в "Казахстанской правде")

Двадцать третьего июня 1992 года Верховный совет РК принял Закон «Об органах внутренних дел Республики Казахстан». По сути, это был первый правовой акт, определивший задачи и функции казахстанской полиции. А недавно Глава государства Нурсултан Назарбаев своим указом утвердил 23 июня Днем полиции. Таким образом, пятнадцатилетие нынче отмечается как профессиональный праздник. С какими достижениями и заслугами подошла к знаковому рубежу казахстанская полиция? Об этом беседа с министром внутренних дел Бауржаном МУХАМЕДЖАНОВЫМ.

— Бауржан Алимович, позади пятнадцать милицейско-полицейских лет одного из важнейших государственных ведомств. Как протекало его суверенное становление, чей опыт брался за основу, ведь разрушения «до основанья» мы не наблюдали. И возможно, уже есть на счету сугубо казахстанские новации?

— За это время было множество различных попыток изменить систему, реформировать ее. Создавались новые структуры, передавались из ведомства в ведомство различные полномочия и сферы ответственности. Это было веление времени. Но все же база нынешних органов внутренних дел Казахстана основана на мировом опыте и, конечно, на лучших традициях советской милиции.

Сейчас это может вызвать удивление, но несколько лет назад милиция отвечала даже за пожарную безопасность, вела уголовно-правовую статистику, производила криминалистические экспертизы, боролась с экономическими преступлениями, документировала и регистрировала население, уголовно-исполнительная система также была в ведении МВД. Время показало, что все эти несвойственные для полиции функции сказывались на эффективности работы. Впрочем, и сейчас есть подобные явления, когда полицейский вынужден исполнять роль медика в вытрезвителе или воспитателя в детских учреждениях временной изоляции.

Все мы помним, как в первые годы независимости резко выросла преступность, осложнилась оперативная обстановка. Почти ежедневно фиксировался рост числа тяжких преступлений, разбойных нападений, грабежей. Появились многочисленные организованные преступные группы, масштабными явлениями стали коррупция, наркобизнес и наркомания. Иначе говоря, государство, правоохранительные органы столкнулись с новыми видами угроз общественной безопасности.

Конечно, условия были непростыми, и не только для органов внутренних дел. Вся республика переживала тогда сложный переходный процесс, связанный с формированием новых государственных основ и институтов. И перед органами внутренних дел стояла четкая задача — обеспечить правопорядок и защиту населения от преступности.

И я считаю, что казахстанская полиция с этой задачей справилась. За 15 лет ситуация изменилась, и в лучшую для нас всех сторону. Сегодня мы наблюдаем небольшой, но постоянный спад уровня преступности. И в этом заслуга не только стражей порядка, но и всей общественности, Правительства и в первую очередь — Главы государства.

Органы внутренних дел в год своего первого официального праздника вступили как мощная государственная система, способная поставить жесткий заслон преступности, защитить конституционные права и свободы граждан, поддерживать и обеспечивать должный правопорядок и общественную безопасность в стране.

— За вашими плечами солиднейший послужной список и должности, очерчивающие широкую сферу правоприменительной практики, то есть вас с полным основанием можно назвать универсалом. А как насчет призвания? Мечталось когда-нибудь, хотелось стать полицейским? И вообще, каким в вашем представлении должен быть современный полицейский?

— Каждый полицейский, прежде всего, в любой ситуации должен помнить о том, что он стоит на страже закона и порядка. Помнить о своей присяге. Современная полиция — не карательный орган, а государственная система, защищающая интересы общества и граждан от преступности. Полицейский получает зарплату от налогоплательщиков и обязан оказывать профессиональные услуги, не забывая при этом об открытости, вежливости и человеческих ценностях.

Что касается лично меня, то работать милиционером, скажу честно, не мечтал. Я им и не являюсь. Глава нашего государства доверил мне руководить работой полицейского ведомства, и это тоже является частью проводимых реформ. Предупреждать и раскрывать преступления должны профессионалы, чем они и занимаются. Для этого государство создает все необходимые условия.

— Вы второй кряду гражданский министр. Уже видны плюсы и, возможно, минусы данного подхода? Каково начальнику без погон командовать генералами?

— Практика назначения гражданских людей руководителями негражданских ведомств распространена во всем мире. Как я уже говорил, в развитых странах карательные функции полиции постепенно отходят в прошлое, а на их смену пришли новые задачи, ориентированные на охрану правопорядка и, главным образом, на профилактику преступности. Соответственно изменился и подход к назначениям руководителей правоохранительных структур в Казахстане. Ведь наша полиция не должна быть обособленной от общества системой, напротив, она должна быть открытой и прозрачной.

В моем понимании командовать генералами звучит, скорее всего, как осуществлять управленческую деятельность в системе органов внутренних дел. Хочу отметить, что людям в погонах, не беря во внимание звания и должности, присущи высокая ответственность, дисциплинированность, преданность службе и чувство долга. Быть руководителем в таком коллективе — для меня большая честь.

— Каждый новый руководитель МВД привносит в систему правоохранительных органов что-то новое, свое. Ваш предшественник, к примеру, решил сделать упор на развитие и укрепление института участковых. А каковы новации от вас?

— Конечно, каждый руководитель вносит свои новации. Но при этом нельзя забывать и о преемственности. Например, тот же институт участковых, много других направлений, начатых моими предшественниками, продолжают развиваться.

Первым делом в связи с проводимой административной реформой был оптимизирован аппарат МВД, он был очень громоздким. Мы создали комитеты криминальной, административной и дорожной полиции, а также следственный комитет. Нам удалось объединить службы по функциональному принципу и тем самым повысить их эффективность. Причем это не реформа ради реформы, а реальное сокращение количества департаментов и устранение дублирования их функций.

Не все в советской системе было плохим, и мы воспользовались полезным опытом из прошлого. Во всех территориальных департаментах создали инспекции по личному составу. Их задача не пропустить в ряды полицейских потенциальных «оборотней в погонах». Они совместно со службой собственной безопасности успешно проводят антикоррупционную работу.

Ввели в практику проведение отчетных встреч руководителей региональных ДВД и тех же участковых с населением. Появился новый порядок формирования кадрового резерва. Теперь количество следователей с высшим юридическим образованием возросло, а сотрудников криминальной полиции стало в два раза больше.

Впервые в истории всей правоохранительной системы Казахстана мы создали уникальный институт — Общественный совет по контролю за деятельностью полиции. Это своеобразная прямая связь между населением и полицией. Благодаря совету, в который вошли известные общественные и политические деятели, правозащитники и журналисты, мы без посредников узнаем о пожеланиях граждан, о наших проблемах и сообща их решаем.

И это далеко не все, что меняется в полицейской системе. Весь смысл этих начинаний можно охарактеризовать очень просто: мы хотим, чтобы общественность доверяла полиции, а полиция твердо и безупречно стояла на страже закона и правопорядка.

— От участкового многое зависит, особенно на селе. Недаром у слов «участковый» и «участие» один корень. Он и консультант, и воспитатель, и защитник. Ваше видение роли участковых? Изменились за два истекших года критерии оценки их деятельности?

— Если жители доверяют своему участковому, удовлетворены его работой и чувствуют себя в безопасности, значит, участковый работает хорошо. Это и есть основной критерий оценки эффективности его работы.

Сегодня участковый инспектор — один из самых близких к населению представителей органов государственной власти. Он наделен определенными полномочиями, и ответственность у него очень большая. Поэтому важно, чтобы участковый выступал не только как представитель власти, но и как советчик, координатор служб органов внутренних дел, оказывающий услуги населению по обеспечению общественной безопасности.

— Не секрет, что еще года три-четыре назад полицейские, стремясь оправдать свои упущения, сетовали на слабое финансирование, отсутствие технических средств, транспорта. Правомерны ли сегодня ссылки на нехватку средств? Как решаются социально-бытовые вопросы сотрудников ОВД?

— Говорить сегодня о том, что есть нехватка средств, конечно, не приходится. Государством уделяется особое внимание укреплению материально-технической базы полицейских. В этом активно помогают и местные власти, акимы. Создаются лучшие условия для труда полицейских. Уже сейчас отечественная полиция является одной из самых технически оснащенных на постсоветском пространстве. Причем эту оценку дают наши зарубежные коллеги, приезжающие к нам изучать опыт работы.

Не стоит забывать, что и преступность не стоит на месте. Для предотвращения появляющихся новых угроз безопасности полиция постоянно оснащается современными технологиями, транспортом, средствами связи и специальным оборудованием. Это крайне необходимо для успешной борьбы с преступностью.

Что касается социальной части вопроса, то сотрудник, одетый в полицейскую форму, не перестает быть человеком, у которого имеются семья, дети. Желание достойно жить и создавать для того необходимые условия есть у каждого, что вполне нормально. Мы все понимаем, но и решить все проблемы одномоментно невозможно. Это задача, над решением которой постоянно работаем, и результаты, уверен, не заставят себя долго ждать.

— Но даже при самом блестящем техническом оснащении полиция без поддержки населения окажется неэффективной. Нужна опора на общественные формирования по охране общественного правопорядка. Получил ли дальнейшее развитие эксперимент с консьержами? Укрепляются традиции отрядов сарбазов, как вы оцениваете возможность возрождения института ДНД?

— Насколько я помню, народные дружины были эффективным инструментом в сфере предупреждения преступлений. Но тогда и государство, и порядки были другие. Хотя и сегодня мы пытаемся восстановить подобную форму профилактики. Сейчас в институт консьержей входит более трех тысяч человек. Общественную безопасность поддерживает около 30 тысяч сарбазов. Есть определенные результаты, а государство, в свою очередь, не оставляет без внимания работу граждан, помогающих полиции.

— Одной из актуальных проблем остается борьба с наркоманией. Между тем нередко приходится слышать о том, что среди полицейских есть те, кто прикрывает наркоторговцев. И это вызывает особую тревогу. Что делается в системе МВД для очищения рядов от коррумпированных «оборотней в погонах»?

— К сожалению, имеются факты, когда сотрудники полиции сами совершают преступления, злоупотребляют служебными полномочиями. Необходимо признать, что в полиции так же, как и в других государственных органах, могут оказаться люди случайные и нечистые на руку.

В текущем году было выявлено пять наркопреступлений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел. Все они привлечены к уголовной ответственности. Бороться с такими явлениями в системе мы будем жестко и бескомпромиссно. И не только силами собственной безопасности.

В целях максимального снижения возможности попадания наркотиков во вторичный оборот МВД инициирован законопроект. Он позволит, в случае его принятия, уничтожать изъятые наркотики сразу после проведения судебной экспертизы.

— Можно ли надеяться, что передача санкции ареста суду будет дисциплинировать следователей, которые, чего греха таить, в «горячий» 72-часовой период стараются как можно быстрее добиться признательных показаний и «доказать» правомерность задержания подозреваемого?

— Передача права санкционирования ареста суду никак не повлияет на работу следователя. Он по-прежнему обязан в 72-часовой период после задержания лица выполнить все необходимые процессуальные действия. Закрепить доказательство вины, а в случае отсутствия оснований применения к задержанному меры пресечения в виде ареста — освободить его.

Кроме того, признание обвиняемым своей вины в совершении преступления может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении его виновности совокупностью имеющихся по делу доказательств. А признательные показания подозреваемого не влияют на правомерность его задержания.

— И снова о качестве следствия. Нередко ученые и практики-юристы поднимают вопрос о ликвидации института доследования. Его называют «спасательным кругом» нерадивых сотрудников. Повлияет ли позитивно на качество работы отмена этого института? Ведь при слабой доказательной базе обвиняемый будет оправдан судом.

— Да, вопросы об упразднении института доследования изучаются учеными и практиками. Полагается, что это повысит роль прокуратуры при осуществлении надзора за органами предварительного следствия и дознания.

На мой взгляд, это не поспособствует улучшению качества следствия и законности, поскольку в случае необеспечения полноты, объективности и всесторонности следствия, а также при выявлении в ходе судебного рассмотрения других дополнительных обстоятельств, изучение которых потребует проведения следственных действий, лицо, виновное в совершении преступления, может быть оправдано. Так как судом может приниматься только одно из двух решений — вынесение оправдательного либо обвинительного приговора.

В ходе дополнительного расследования могут быть устранены допущенные ранее недостатки и упущения, собраны недостающие сведения и доказательства, подтверждающие виновность лица, что обеспечит принцип неотвратимости наказания.

— Позвольте теперь несколько вопросов на злобу дня. Английский журналист Нил Аскерсон сказал: «Свободная рыночная экономика — превосходная вещь, но чтобы она работала, нужно очень много полиции». Вы с ним согласны?

— Ваш английский коллега в своем знаменитом высказывании имел в виду издержки свободы. Свобода рынка, слова или чего угодно другого не означает вседозволенности. Надо уметь провести здесь четкие грани. И если взять синоним слова «свобода» — «демократию», то она исполнима только при безупречном соблюдении правил и законов.

И не важно, рыночная или плановая экономика. Дело не в количестве, а в качестве. Например, компактная, но профессиональная полиция сможет эффективнее справляться с задачами в борьбе с преступностью, нежели огромная армия менее профессиональных полицейских. И это уже не афоризм.

— Конечно же, Бауржан Алимович, читатели «Казахстанской правды» ждут от вас комментария по громким делам. Есть новые подробности?

— Я понимаю, о чем вы говорите. О ходе расследования уголовных дел по фактам похищения сотрудников АО «Нурбанк» и последовавшим после этого рейдерским захватам имуществ мы систематически информируем общественность через СМИ. Следственная группа работает в активном режиме, группа из числа представителей правоохранительных органов Казахстана находится в Австрии и ведет переговоры по экстрадиции наших сограждан. Однако некоторые детали по данному делу пока не могут быть разглашены в интересах следствия. Как вы знаете, Президент поручил провести тщательное расследование, невзирая на должности и полномочия участников преступлений. И мы доведем дело до логического завершения.

Что касается других громких уголовных дел, среди которых убийство троих инкассаторов «Валют-Транзит банка» в Жамбылской области, трагическое ДТП в Астане, в результате которого погибли дети, хищения металлопродукции в АО «Миттал Стил Темиртау», убийство израильского бизнесмена Ю. Тарнапольского, то они и многие другие уже переданы в суды.

— Вам выпало в непростое время руководить сложнейшим министерством. Напомню, как убийство Алтынбека Сарсенбаева всколыхнуло страну. Сколько стрел критики было выпущено в ваш адрес различными СМИ, сколько было инсинуаций и передергиваний фактов!.. Что и говорить, стезя, явно не усыпанная розами. Нет чувства усталости, разочарования? Или вы по натуре боец?

— Много лет назад, давая клятву Президенту, я сказал: в какой сфере необходимы мои знания, где больше нужен, там я и буду работать. И я всегда верен этому обещанию.

По-поводу другого вопроса хочу сказать, что Министерство внутренних дел без оглядки на слухи и разного рода заявления выполняет и будет выполнять свою работу в строгом соответствии с законом.

— Поскольку беседа наша проходит накануне праздника, давайте назовем тех, кем полиция гордится.

— Каждый полицейский, принимая присягу, берет на себя большую ответственность — верно служить своему народу, самоотверженно исполнять свой служебный долг. Абсолютное большинство сотрудников полиции верны присяге, достойно несут свою нелегкую службу и готовы в любую минуту, не щадя своей жизни, встать на защиту граждан и общества от преступных посягательств. Примеров героических поступков, которыми гордится казахстанская полиция, можно привести немало. А истинную оценку нелегкой работе наших сотрудников может дать только общество, люди, ради спокойствия которых и трудятся полицейские.

В канун празднования пятнадцатилетия казахстанской полиции хотелось бы пожелать всему личному составу, ветеранам органов внутренних дел и членам их семей крепкого здоровья, семейного благополучия и дальнейших успехов на службе во благо нашей Родины — Республики Казахстан.

Беседовал Александр ТАРАКОВ

Средняя: 3.8 (6 оценок)

О милиции дотошно

С вами буду говорить:

Согласитесь, невозможно

Без милиции нам жить!

Чтобы ночью ты спокойно

Без опаски шел домой,

Жизнь твою весьма достойно

Охраняет постовой.

Если ехал на машине,

Оказался вдруг в беде,

Вмиг поможет темно-синий

Офицер казахского МАИ.

Если вдруг сосед твой новый

Станет злиться, угрожать,

То злодея участковый

Не преминет задержать.

Если банда негодяев

Налетит со всех сторон,

Из оружия стреляя,

Вас спасет родной ОМОН.

В заключительном куплете

Сообщу без лишних слов:

Нам прожить на этом свете

Невозможно без ментов.

Комментарии

Ваш комментарий

Некая влиятельная группа пытается <продавить>, как принято говорить в астанинских кулуарах, на это кресло решительного и непримиримого Бауржана Мухамеджанова. Тогда как его конкуренты, представляющие не менее влиятельную Евразийскую группу откровенно <продавливают> на третье по мягкости и размерам кресло Таира Мансурова.

--------------------------------

Вай что про Баура пишут! В АП намылился джигит?

Он же там уже работал. Возвращатся - так на повышение. Так что все по делу Асимов написал.

О милиции дотошно

С вами буду говорить:

Согласитесь, невозможно

Без милиции нам жить!

Чтобы ночью ты спокойно

Без опаски шел домой,

Жизнь твою весьма достойно

Охраняет постовой.

Если ехал на машине,

Оказался вдруг в беде,

Вмиг поможет темно-синий

Офицер казахского МАИ.

Если вдруг сосед твой новый

Станет злиться, угрожать,

То злодея участковый

Не преминет задержать.

Если банда негодяев

Налетит со всех сторон,

Из оружия стреляя,

Вас спасет родной ОМОН.

В заключительном куплете

Сообщу без лишних слов:

Нам прожить на этом свете

Невозможно без ментов.

лучше зарплату им (ПОЛИЦЕЙСКИМ)- РЕАЛЬНО ПОВЫСИТЬ, потом и работу спрашивать.

как можно говорить о коррупции и борьбе с ней? если государство по сути само толкает на мздоимство. Когда будет реальная зарплата будет и реальная работа. Средняя зарплата в Казахстане 50 тыс тенге, а молодого офицера полиции 32 тыс с копейками + коммунальные, итого 34 с копейками, куда еще СМЕШНЕЕ?????? ЗАРПЛАТУ ПОВЫСЬТЕ. Чем мы хуже Мин. обороны????? Кто-кто, а ОВД свою работу знает, а в Мин. Обороны ТАЩУХА. простой пропорщик за сутки через двое 64 тыс тенге получает куда это годится????

вот что интересно: есть отличный опыт Грузии: они полностью изменили структуру МВД - и результат есть ! Там зарплата одного простого сержанта одна тысяча долларов - каждый будет держаться за такую работу! А все остальное болтовня! Убирайте бюрократизм! Сокращайте штаты - и не участковых, а штабистов!

Думаю, наши сотрудники органов достойны лучшего не по наличию материальных средств, а по выполнению своих обязанностей достойно и честно,не превышая и злоупотребляя ими по отношению к гражданам страны.

монтаж технологического оборудованния тех карта http://stroygaz.ucoz.pl
Стыковые соединения подземных стальных газопроводов диаметром менее 50 мм контролю физическим методом не подлежат.