:: Новый "средний" класс

Просмотров: 12,240 Рейтинг: 3.5

Методические замечания
- В презентации приведены данные общенациональных массовых опросов населения Казахстана, проведенных сотрудниками нашей организации в рамках социологических "волн" проекта "Евразийский монитор" в 2007, 2009, 2011 и 2014 годах.
- Выборки во всех случаях квотные, объемы используемых выборок чаще всего 1100 респондентов (реже 1600).

Тезисы
На протяжении длительного периода времени мы отмечаем стабилизацию социальных настроений населения Казахстана. Например, в течение последних восьми лет 70% и выше опрошенных отмечали, что удовлетворены той жизнью, которую они ведут (диаграмма 1).

Диаграмма 1. – В ЦЕЛОМ, ВЫ УДОВЛЕТВОРЕНЫ ИЛИ НЕ УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЖИЗНЬЮ, КОТОРУЮ ВЫ ВЕДЕТЕ?
(сравнительные данные 2007, 2009, 2011 и 2014 г.г.)


 

Схожие данные получены и при оценке других аспектов социальных настроений населения. Так, 75-80% опрошенных и более склонны оценивать уровень материального положения свой и своей семьи как средний и хороший (диаграмма 2).

Диаграмма 2. – КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ МАТЕРИАЛЬНОЕ (ЭКОНОМИЧЕСКОЕ) ПОЛОЖЕНИЕ ВАШЕЙ СЕМЬИ?
(сравнительные данные 2007, 2009, 2011 и 2014 г.г.)


 

Чаще всего при объяснении данного феномена использовалось определение, по которому казахстанцам свойственен "значительный уровень социальной адаптации". Высокий уровень адаптивности неоднократно фиксировался нами и в сравнительном разрезе, при сопоставлении результатов исследований в других странах постсоветского пространства. Но что такое "адаптация", "адаптивность"?
- Процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды (Википедия)
- Адаптация в биологии – развитие любого признака, который способствует выживанию вида и его размножению…Может рассматриваться как процесс, посредством которого генетический материал повышает свои шансы на сохранение в последующих поколениях (Академик.ру)
Как видно даже по этим определениям, адаптация – постоянный, бесконечный процесс, который свойственен любой форме жизни. В нашем случае, очевидно, что, сколько бы мы не использовали это определение в своих выводах о ситуации в Казахстане, это не приведет нас ближе к пониманию социальных процессов в стране, например, состоянию социальной структуры общества. И к тому же, вообще, сколько еще мы будем говорить именно о способности выживаемости казахстанцев? Когда мы можем сказать – вот достигнуто относительно стабильное существование для значительной части населения, и оно просто живет, а не просто постоянно адаптируется и в этом находит смысл существования.
Когда я делала анализ данных по теме: каков социальный запрос общества в Казахстане (для Конгресса социологов), то обнаружила, что за последние 10 лет произошла определенная унификация интересов значительной части казахстанцев в экономической, социальной, внутри- и внешнеполитической, духовной сферах. Это позволило мне, вслед за Татьяной Заславской, сделать вывод о формировании в Казахстане "базового слоя общества". По определению Заславской: "Базовый социальный слой охватывает более 2/3 российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалификационным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом. К базовому слою относится основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), технический персонал, работники массовых профессий торговли и сервиса, большая часть крестьянства. Хотя социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна – это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус".
На сегодня заметно, что основная часть населения довольно, полностью или частично, сложившимся положением дел в стране. Эти граждане не хотят что-либо менять, а если менять, то только отдельные части системы. О том, что нужно кардинально и многое менять в 2013 году говорила четверть опрошенных казахстанцев (диаграмма 3).

Диаграмма 3. – НА ВАШ ВЗГЛЯД, НЕОБХОДИМЫ ЛИ КАКИЕ-ЛИБО ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ СТРАНЫ?
(сравнительные данные 2012 и 2013 г.г.)


 

Другое интересное наблюдение я сделала при анализе структуры потребления наших сограждан. В основном, расходы казахстанцев касаются материальной сферы (помимо, безусловно, приоритетных расходов на продукты питания, сюда входят покупки одежды/обуви, крупной или мелкой бытовой техники, автомобилей, предметов роскоши и т.п.). При этом расходы на образование, повышение квалификации или переобучение, на культурную сферу в структуре потребления имеют самую малую долю.
Также в контексте выступления хотелось бы обратить внимание на самозанятых. Много о них говорится-пишется. Но чаще всего с точки зрения их якобы "обездоленности", "неприкаянности". Я уже отмечала в других выступлениях, что представители этой группы, в целом, "хорошо устроились", не платят налогов и других социальных отчислений. А в дальнейшем они будут претендовать на пенсии, создавая значительное давление на бюджет. Но ведь и сейчас, сами практически ничего не отчисляя, они требуют и пользуются, также как и другие категории населения, бесплатными больницами и поликлиниками, школами и детсадами и т.п., в общем, всем объемом социальной инфраструктуры, которая есть в стране. При этом если рассмотреть результаты социологических исследований сквозь призму потребительского потенциала, то заметим, что самозанятые – это не самый бедный слой нашего общества (таблица 1).

Таблица 1. – ОЦЕНКА ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП СВОЕГО МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

КАКОЙ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ ВЫ МОГЛИ БЫ СЕБЯ ОТНЕСТИ? Предпри-ниматель Само-занятый Наемный работник частного сектора Наемный работник госуд. сектора Студент Пенси-онер Домо-хозяйка/ домо-хозяин Безра-ботный
Мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты - 1,6% 1,2% 0,6% 1,9% 3,4% 2,1% 11,1%
На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения - 12,7% 11,2% 13,9% 7,8% 24,8% 16,7% 40,3%
Денег хватает на продукты и на одежду. Но вот покупка вещей длительного пользования (телевизора, холодильника) является для нас затруднительной 42,1% 57,9% 57,1% 52,4% 51,5% 48,3% 61,1% 38,9%
Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования. Однако для нас затруднительно приобретать действительно дорогие вещи (недвижимость) 52,6% 26,2% 28,2% 30,1% 33,0% 18,1% 18,1% 8,3%
Мы можем позволить себе достаточно дорогостоящие вещи – квартиру, дачу и многое другое 2,6% 0,8% 1,5% 0,6% - - 1,4% -

Все вышесказанное и многое другое подвело меня к тому, что наблюдаемое явление, должно быть определено, точнее, названо. В истории развития всех западных стран, Российской империи существовал и существует до сих пор слой, который в русском языке звучит как "мещане" (мелкая буржуазия – во Франции, филистеры, бюргеры – в Германии). Он достаточно хорошо описан в научной и художественной литературе и с точки зрения его социально-экономической сущности, и в этическом отношении. Если проанализировать современную научную литературу, то чаще всего мещанство рассматривается как предтеча среднему классу, но не тождественно ему.
(Важное замечание: в Казахстане до сих пор не выработано определение "среднего класса". Можно выделить два важных критерия, вокруг которых строится понятие среднего класса – доход и потребление. Довольно часто употребляемое определение СК – это группа, представители которой имеют типовое потребление).
Приведу несколько определений, которые показывают некоторые стороны описываемого слоя:
- Мещанство, с юридической и социологической точки зрения, – социальная группа, имеющая определенный род занятий, правовой статус, исторически сложившуюся ментальность. Как сословие мещанство было сформировано в Российской империи Екатериной II, юридическое оформление оно получило благодаря Жалованной грамоте городам 1785 г. (Википедия)
- Обладание собственностью, рост доходов, сытая и уютная жизнь – основные ценности мещанства, полагал А.И.Герцен. "Это трафаретность. Символ веры мещанства и его заветнейшее стремление – это "быть как все"; мещанство как группа есть поэтому та "сплоченная посредственность, которая всюду и всегда составляла толпу, доминирующую в жизни". С понятием мещанства А.И. Герцен связывал "совокупность нравов", "воззрение на жизнь", приоритеты, образ жизни, ценности людей, ориентированных на потребление.
- С XIX в. в русской мысли понятие мещанства использовалось и в этическом значении. Концепт "мещанство" рассматривался как "соседнее понятие" по отношению к интеллигенции. Мещанство – это та среда, в неустанной борьбе с которой происходил процесс развития русской интеллигенции. (Е.Л.Сараева "Понятие мещанства в текстах А.И.Герцена и Иванова-Разумника: диалог идей")
Таким образом, говоря о современных мещанах Казахстана, я имею в виду массовый слой, прежде всего мелких собственников, мелких буржуа, ремесленников, которые широко представлены в нашем обществе. Их основной приоритет – это потребление, но прежде – создание материальных, экономических основ безбедного (в их представлении) существования. Мещан можно видеть повсюду и в городах, и в селах, но особенно выпукло процесс формирования мещанства мы можем наблюдать в рамках развертывания процесса урбанизации в РК: в города, заселяя вначале пригороды, потом спальные районы, стекаются люди, которые хотят "подняться" из "низов", точнее, из бедности на более высокий уровень. Достигнув определенного, "как у всех" неплохого, жизненного уровня, они хотели бы зафиксировать, законсервировать те условия, которые позволили им достигнуть успеха. Отсюда их отношение к политике: они не хотели бы ничего менять. Казалось бы, присоединяясь к большинству, они сами это большинство составляют, и в итоге представляют собой широкую социальную опору действующему политическому режиму. В своем выступлении я не касалась этических сторон описываемого явления, хотя, безусловно, здесь широкое поле для исследований. Для меня главное было – обозначить, определить явление, и, надеюсь, начать дискуссию по этой очень интересной, на мой взгляд, теме.

Средняя: 3.5 (2 оценок)

Комментарии

ТНС уважаемая компанияи не вызыаеющая вопросов по методике опроса. Вопрос к интерпритации результатов... Кто автор?

 

Нашими банками-партнерами являются: ДжиИ Мани Банк, Сбербанк, Хоум Кредит, Ренессанс, ВТБ 24, ОТП банк, Кубань Кредит, Европа, Русский ипотечный банк, ИТБ банк, Народный, Газпромбанк, Связной, Россельхозбанк, Райффайзенбанк, Альфабанк, Росбанк, Траст, Экспресс, Восточный банк, банк Первомайский, Тинькофф, Уралсиб, Крайинвестбанк, банк Возрождение, Московский, СКБ, Петрокоммерц, Стройкредит, Транскредит, Юникредит, Юниаструм.  http://credits-you.ru/