:: Ренат Байтов. НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ ВСЕГДА НА КОНЕ

Просмотров: 1,397 Рейтинг: 4.0

С президентского поста в Казахстане ушел человек, который фактически и создал современное государство из имперской провинции Советского Союза. Нурсултан Назарбаев стал последним из действующих президентов, кто начинал сложный и непредсказуемый путь в 1991 году. Успех был отнюдь не гарантирован, что продемонстрировали лидеры Таджикистана, Грузии, Молдавии, а потом еще и Украины. Однако Елбасы хватило ума, политической воли и выдержки, чтобы сохранить и упрочить Республику Казахстан в современном сложном и высококонкурентном мире.

Знаменитая Железная леди Маргарет Тэтчер в свое время заявила: «Сегодня мир знает пять или шесть влиятельных политиков, среди них Нурсултан Назарбаев». Нужно учитывать, что по комплексным параметрам (население, территория, вес в мировой экономике) Казахстан относится к среднеразмерным государствам. Поэтому для выхода в первую линию мировых лидеров обязательны незаурядные личностные качества и объективные успехи, которые можно широко предъявить любой публике.

Первый президент Казахстана не допустил опускания страны в третий мир, что отмечают практически все наблюдатели. Системы образования, здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения, коммуникаций (включая интернет) позиционируют РК в качестве динамично развивающейся страны, способной с относительно небольшими издержками выходить из глобальных кризисов.

Уникальная модель межэтнического и межконфессионального согласия, созданная Нурсултаном Назарбаевым как ее архитектором, является признанным достижением молодого суверенного Казахстана. Куда более богатые государства вроде Новой Зеландии, занимающей верхние позиции во всевозможных межстрановых рейтингах, стали жертвами чудовищных терактов, тогда как Республика Казахстан остается островком спокойствия, хотя совсем не на острове и находится в непосредственной близости к очень проблемным зонам планеты.

Елбасы чутко реагирует на вызовы, угрозы и возможности XXI века. Отсюда его неустанная работа по установлению диалога между цивилизациями, Востоком и Западом, исламом и христианством. Все партнеры Казахстана вынуждены считаться с многовекторностью Астаны, которая ставит во главу угла свои национальные интересы, а потому голосует в ООН и на других международных форумах в соответствии с собственным видением сложных и острых вопросов в самых разных сферах международных отношений.

В истории Казахстана были сложные периоды. Страна сталкивалась с мощнейшими волнами эмиграции, теряя сотни тысяч человек ежегодно, переживала дефицит электроэнергии и кризис жилищно-коммунального хозяйства, социально-экономическую неустроенность населения, кризис неплатежей. Однако непосредственными усилиями Нурсултана Назарбаева все это было преодолено, а «нулевые годы» нового века стали очевидным расцветом республики и ее жителей. Грандиозная красавица Астана, которая динамично развивается и обрастает новой инфраструктурой – очевидное детище тех успешных лет. Уходя с поста президента, Елабасы оставил своим преемникам все необходимые условия, институты и ресурсы, чтобы Казахстан мог еще не раз совершить подобный взлет и расцвет.

Первый президент всегда смотрит в будущее на стратегическую глубину. Отсюда такое пристальное внимание к молодежи. Весьма символично, что свое решение оставить президентский пост он принял в объявленный им же Год молодежи. «Назарбаев интеллектуальные школы (НИШ)», «Назарбаев Университет», программа «Болашак», систематическое увеличение образовательных грантов для одаренных выпускников – все это планомерная работа по сохранению, наращиванию и применению молодого интеллектуального потенциала страны. Потом эти люди находят себе рабочие места в космической отрасли, наукоемких проектах, институтах развития, в государственном аппарате, правоохранительной системе. Успешное государство – это место, где каждый может реализовать свой талант независимо от сферы его направленности, будь то балет или программирование.

Нурсултан Назарбаев сам определяет сценарий своей политической жизни. Его успехи на ниве государственного строительства суверенного Казахстана уже вписаны в Историю.

Все познается в сравнении. Сколько бы ни критиковали Президента за ход казахстанских рыночных реформ, они по результативности оказались почти на порядок выше, чем у многих бывших союзных республик. Хотя кое-кто считает, что здесь есть о чем поспорить. Например, приходилось слышать сентенцию, что по сравнению с реформами Михаила Саакашвили мы смотримся гораздо бледнее. Ну что ж, давайте смотреть. Грузия после распада СССР пережила фактически две гражданские войны и «революцию роз» и только после этого приступила к коренной модернизации своей жизни.

Не всем по душе формула Президента «сначала экономика, а потом политика». Но, опять же, давайте сравним с нашим соседом – Кыргызстаном. Считается, что уж в чем-чем, а в политических реформах братья-кыргызы точно далеко впереди. Однако это под каким углом смотреть. Если в смысле количества проведенных «цветных» мероприятий, то бишь революций, то Казахстан явно отстает. Только насколько это повод для огорчений или зависти? Ведь каждый раз после очередной бучи, очередной кыргызский президент едет в Астану. А зачем? Просить помощи. То есть революции совершаются и продолжаются, а повседневные вопросы необходимо решать всегда. Ну, и у кого же после этого более выверенный курс?

Внешний фон казахстанской жизни никогда не был однотипен. Было время, когда Вашингтон являлся безусловным лидером на планете и всем остальным приходилось это принимать и подстраиваться. Но звезды имеют тенденцию меркнуть. США явно сдали в моральном, политическом и экономическом авторитете и Казахстану пришлось подстраиваться под новые условия.

Два главных соседа Астаны – это Москва и Пекин. Китай явно помощнее на современном этапе, но с Россией Казахстану работать привычнее. Кремль сейчас является заложником сложных обстоятельств, будь то Крым, Донбасс или санкции Запада, однако взяв курс на формирование Евразийского экономического союза Нурсултан Назарбаев союзническое бремя несет честно. При этом не слепо следуя в фарватере Москвы, а сохраняя свою собственную политическую и экономическую линию.

Елбасы часто ставят в упрек консервацию политических процессов в Казахстане. А вот представим себе, что было бы, если бы он их на время не законсервировал? И сотрясались бы наши города и веси с перманентной регулярностью от всякого рода общественно-политических катаклизмов, будь то этнические или языковые конфликты да «цветные» революции. Ведь порой для таких эксцессов и одного поднятия цен на электричество вполне достаточно.

Успел бы у нас сформироваться устойчивый класс собственников? Установился бы в наших элитах относительный консенсус и приобрели бы они первоначальные навыки решать свои объективно возникающие противоречия без привлечения трудно контролируемой энергетики масс? Сохранился бы в Казахстане межэтнический баланс, опыт которого заслуживает самого глубокого анализа? По сути Казахстан – это наглядная иллюстрация возможности сосуществования самых разных этносов и религий в рамках полиэтнического и поликонфессионального общества в XXI веке, которому еще Сэмюэль Хантингтон предсказал неизбежный культурологический раздрай и чуть ли не погружение в хаос.

Построив сильный Казахстан и предложив долгосрочный план по выведению страны на лидирующие позиции, Нурсултан Назарбаев реализовал вековые чаяния казахского народа о независимом, стабильном и уважаемом государстве. Созданная им политическая и социально-экономическая система позволяет всем гражданам страны с уверенностью смотреть в завтрашний день, а одно это в современном переменчивом мире уже многое значит.

Средняя: 4 (6 оценок)