:: Ерлан Сейтимов. Реплика-15

Просмотров: 1,681 Рейтинг: 5.0

ҚАНЫНА ТАРТПАҒАННЫҢ ҚАРЫ СЫНСЫН
ИЛИ
ПОЧЕМУ В ОДНОЙ СЕМЬЕ ДЕТИ ВЫРАСТАЮТ РАЗНЫЕ

Уверен, что вопрос воспитания детей для нас всех один из самых, если не самый актуальный. «Маленькие дети – маленькие заботы, большие дети – большие заботы», эта присказка нам всем очень даже знакома. Да, конечно, «в каждой избушке свои погремушки», особенности есть в каждой семье, но, согласитесь, радость и огорчения от своих детей мы все переживаем одинаково.
Многие задавались вопросом, почему в одной семье дети вырастают разные, и здесь не про квалификацию, талант, профессию и т.д., а про нравственный облик выросшего ребенка, хороший или плохой человек из него получился.

Надо признать, что вопрос воспитания не самый оригинальный, дети есть у всех, и эта проблема обсуждается постоянно, все всё знают, каких-то супер-открытий здесь уже никто не ждет.
Но некоторые неожиданные вопросы мне удалось найти, а ведь «правильно поставленный вопрос – уже половина ответа».


Смотрите, сейчас самые различные кружки и секции учат детей почти всему: иностранные языки, живопись, музыка, вокал, шахматы, плавание, бокс, борьба и еще сотни самых разных направлений, только плати. Школа дает знание математики, физики, химии, истории и т.д.
Но!

Как ни парадоксально, ни школа, ни кружки не предлагают и не обучают самому востребованному, самому нужному для родителей и общества – как быть хорошим человеком.

Родители заплатят любые деньги, чтобы дети, став взрослыми, их не огорчали, а любили и уважали. Общество всегда найдет финансирование для того, чтобы дети, став взрослыми, не совершали преступления, соблюдали правила общежития и т.д. Если заинтересованность родителей понятна, то государство от декриминализации общества, от соблюдения установленных правил получит рост такой рост экономики, что все затраты на воспитание многократно оправдаются. Но практика показывает, что СПЕЦИАЛЬНО воспитанием хорошего человека нигде не занимаются, ни в США и ЕС, ни в ЕврАзЭС ☺ ни, тем более, в бедной Африке.

Почему-то считается, что главное в образовании – это дать ребенку нужные специальные знания и навыки, а добро и зло – этому «жизнь научит, жизнь подскажет», а Уголовный и Гражданский кодексы скорректируют поведение в нужную сторону. Вот и выходят выпускники школ со знанием математики, истории, биологии, со знанием трудовых навыком, но не обученные специально не делать зло. И хотя большинство становятся нормальными гражданами, некоторые, ПОЧЕМУ-ТО, начинают убивать, грабить, воровать, мошенничать, нарушать правила техники безопасности и дорожного движения, нанося невосполнимый ущерб обществу и государству.

Да, проблема Добра и Зла – эта вечная проблема, над этим человечество думает уже тысячи лет, великие философы и властители дум написали на эту тему тысячи книг, сказали сотни афоризмов, а знаменитые режиссеры сняли много фильмов. Нам остается только читать, смотреть обсуждать все это.

Короче, «предоставим небо птицам, а сами обратимся к стульям», т.е. к вопросу, почему в одной семье вырастают дети разные, и какую практическую пользу мы можем вынести из решения этого вопроса.
Возьмем один узкий аспект, который влияет очень широко.

Я говорю об альтруизме. По этой теме есть обширная литература, я рекомендую книги «Эгоистичный ген» (Ричард Докинз) и 2-томник «Эволюция человека» (Александр Марков).
Конечно, все мы знаем это понятие, но не лишне вспомнить точное определение: "АЛЬТРУИЗМ (лат. ALTER – ДРУГОЙ) – нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо других людей; способность приносить свою выгоду в жертву ради общего блага".

Антипод альтруиста – жадный паразит-обманщик.

В этих книгах есть очень интересные примеры про альтруизм из жизни бактерий (!), рыб, птиц, животных и человека. Почитайте, узнаете много удивительного и интересного.
Способность помогать близким, не быть жадным – это всегда и во всех народах ценилось и ценится. «Қанына тартпағанның қары сынсын”, - пусть сломается рука у того, кто не помогает своим близким по крови.
Но мы видим, что в одной семье вырастают и альтруисты, которые помогают и обманщики-паразиты, которые неохотно или вообще не помогают. “Жадины” получают помощь от альтруистов, но не делают это в ответ, то есть, паразитируют. Почему?
Ответ не слишком оригинальный – гены.

Человек слабее медведя, медленнее тигра, не летает, как орел и не плавает, как рыба. Но человек покорил всех зверей и победил в жестокой эволюционной битве ТОЛЬКО ПОТОМУ, что люди всегда действовали сообща, помогая друг другу. Поэтому у большинства людей ген альтруизма есть, он у них активен, доминантный. Добрых, хороших людей больше. Но в результате генных мутаций у некоторых людей гена альтруизма нет (или он не доминантный), такие люди – потенциальные обманщики-паразиты. Почему потенциальные? Вот мы и подошли к главному вопросу: наука говорит, что “…изученные свойства детской психики во многом зависят не только от генов, но и от воспитания, то есть являются продуктом не только биологической, но и культурной эволюции”.

Для маленького ребенка родители являются, можно сказать, всемогущими, всезнающими великанами. С безусловным авторитетом. Они всегда накормят, защитят, объяснят непонятные явления. И ребенок, до определенного возраста полностью им доверяет. И если в этот период говорить ребенку, что быть жадным – это плохо, надо всегда помогать своим братьям и сестрам, то ребенок правильно воспримет это указание и не будет жадиной. Конечно, все зависит от того, как это говорится, как идет воспитание. Если тупо долдонить, если формально советовать, и тем более, своим поведением опровергать свои слова, то ребенок поймет фальшивость и просто притворится, что поддерживает слова о необходимости помогать, и, если у него нет гена альтруизма”, просто станет обманщиком-паразитом, помощь принимать будет, но сам помогать не будет.

Вообще, жадность омерзительна. Обманщик-паразит в семье – это выродок, в принципе это не человек, так как он своим поведением отрицает основополагающее свойство существования человечества. Это человек-ниппель: туда дуй, оттуда - ... ☹, оттуда только слова: “самому мало, жалование выплачивают крайне нерегулярно...” и еще 148 причин, лишь бы не помогать.

Кстати, наука объясняет, как на заре формирования человечества люди боролись с таким явлением, как обманщики-паразиты. Ведь они представляли собой угрозу существования племени, паразитируя на помощи остальных родственников, они ослабляли род и он мог исчезнуть от агрессии других, более дружных, а значит, и более сильных племен. «Для реципрокного (взаимного) альтруизма требуется умение выделять из числа сородичей тех, кто зарекомендовал себя как эгоист, и не иметь с ними никаких дел. Тем самым достигаются сразу две цели: эгоизм оказывается "наказан" (снижается выгодность эгоистического поведения), а особь, избегающая общения с эгоистами, повышает свои шансы не быть обманутой".

Как видно, эгоисты из племени изгонялись, в одиночку они пропадали и их «гены жадности» не распространялись. Но сейчас, увы, все обстоит по-другому, мы видим, что паразиты-обманщики прекрасно существуют и распространяют не только свои гены, но и своим поведением показывают, что можно хорошо жить, получая помощь и не отдавая ее взамен.
(Кстати, общаясь с такими обманщиками-паразитами, вы невольно «легализируете» их, поощряете их мерзкое поведение. Показываете, можно сказать, плохой пример для других. Бойкотируя жадных обманщиков-паразитов, мы поддерживаем свое человеческое существование).

ИТОГО: для того, чтобы дети выросли нормальными, помогали друг другу и вообще, не были жадными, желательно не уповать на «а вот нас специально альтруистами не воспитывали, и ничего, нормальными выросли», а лучше всего, мягко, аккуратно убеждать ребенка, что быть жадным – это некрасиво, это плохо. На мой взгляд, это в любом случае лучше, чем пустить все на самотёк. Да, это требует от родителя усилий, внимания, терпения, но, согласитесь, это стоит того, чтобы не переживать в дальнейшем, а спокойно жить и радоваться от выросших детей.

Хотя в «Мастер и Маргарита» утверждается, что самый большой порок – это трусость, на мой взгляд, жадность – еще больший порок.

Ведь от этой беды все основные проблемы в нашей стране?

Ну, это риторический вопрос, типа, реплика в зал.

 

ПРЕДЫДУЩАЯ РЕПЛИКА-14

http://www.dialog.kz/articles/mnenie/2019-11-25/erlan-seytimov-replika-14

Средняя: 5 (2 оценок)