:: Даурен Абен. О ЧЕМ УМЕСТНО БЫЛО БЫ ВСПОМНИТЬ? (...ПО ПОВОДУ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ПРЕЗИДЕНТА РФ)
Фрагмент интервью российского президента телеканалу «Россия» вызвал нешуточный резонанс на постсоветском пространстве. Это неудивительно, поскольку этот пассаж может быть по сути расценен как предъявление территориальных претензий России к бывшим республикам СССР. Однако рассуждения нынешнего хозяина Кремля вызывают много вопросов. Это не слова лидера страны, которая хочет выстраивать цивилизованные отношения со своими соседями и партнерами. Одно дело, когда такие речи ведут одиозные политики типа Жириновского, но подобная риторика из уст президента дружественной, казалось бы, страны воспринимается совсем в ином свете.
Прежде всего, уместно вспомнить, что Россия была главным инициатором распада Советского Союза и его юридического закрепления, что в свое время признавал и сам Владимир Путин. Большинство союзных республик окончательного решения о выходе из состава СССР не принимало, а было поставлено перед фактом, при чем некоторые из них уже тогда столкнулись с нарушением своей территориальной целостности.
Также хотелось бы ясности в вопросе определения «традиционно российских исторических территорий». До какой «глубины историзма» необходимо дойти, чтобы определить их границы, с какой даты нужно вести отсчет? Это ведь палка о двух концах. Существует, к примеру, мнение, что исторические территории России ограничиваются землями, которые населяли часть восточнославянских племен. Заявляя о себе как о правопреемнице Российской империи и СССР, готова ли Российская Федерация к тому, что на современную российскую территорию будут претендовать правопреемники других государств, которые владели ею в определенный исторический период или более продолжительное время, чем Россия? Справедливо ли считать Калининградскую область исторической территорией Германии, а Курилы – Японии? Даже после распада СССР Россия остается самым большим государством в мире по площади. Она испытывает значительные проблемы в части развития Сибири и Дальнего Востока, а аннексия Крыма добавила еще больше головной боли. Сам Путин заявлял в октябре прошлого года, что у России огромная территория, и ей не нужно «никуда забираться». Что же изменилось, что Путину приходится почти прямым текстом говорить о наличии у России территориальных притязаний по отношению к соседям?
Нынешний российский лидер любит говорить о неприемлемости ревизионизма, особенно в том, что касается Второй мировой войны. В своей недавней статье в американском журнале National Interest, которую, к слову, трудно назвать результатом скрупулезного исторического исследования, он пишет, что исторический ревизионизм применительно ко Второй мировой войне и ее итогам «опасен тем, что грубо, цинично искажает понимание принципов мирного развития, заложенных в 1945 году Ялтинской и Сан-Францисской конференциями. Главное историческое достижение Ялты и других решений того времени заключается в согласии создать механизм, который позволил бы ведущим державам оставаться в рамках дипломатии при разрешении возникающих между ними разногласий». Разделяя в некотором смысле опасения Путина, хотел бы отметить, что исторический ревизионизм в отношении суверенитета и территориальной целостности других государств также чреват опасными последствиями, прежде всего, для его инициаторов, грозя превратить Ялту в Нюрнберг.
В своей статье Путин также пишет: «Именно национальное унижение сформировало питательную среду для радикальных и реваншистских настроений в Германии. Нацисты умело играли на этих чувствах, строили свою пропаганду, обещая избавить Германию от «наследия Версаля», восстановить ее былое могущество, а по сути, толкали немецкий народ к новой войне». После слов Путина о каких-то «подарках от русского народа» напрашиваются печальные параллели с событиями в Европе, предшествовавшими Второй мировой войне. Не хочется думать, что президент России готовит свой народ к новой военной агрессии, хотя ему не впервой играть на имперских настроениях части россиян. В 2014 году Кремлю при мощной поддержке ручных пропагандистов удалось заразить российское общество вирусом вражды к Украине. Скорее всего, российское руководство прибегло к проверенному способу, так как в данный момент ему крайне важно заручиться поддержкой населения на предстоящем референдуме о поправках в конституцию. Однако стоит помнить, что мобилизация электората путем спекуляции на ностальгии по имперскому прошлому – дело опасное и может привести к долгосрочной победе в России идеологии ненависти и реваншизма. На этом фоне понятна осторожная позиция Казахстана по поводу попыток Российской Федерации форсировать интеграционные процессы в рамках ЕАЭС.
Поводом к посту послужили слова Путина, поэтому закончить хотелось бы его же словами, сказанными 15 лет назад: «Мы не жалеем о распаде СССР, мы просто констатируем факт и знаем, что смотреть нужно не назад, а вперед. Мы не позволим прошлому хватать нас за рукава и не дать нам возможности идти вперед».
https://www.facebook.com/dauren.aben/posts/10223623970610184