:: Кенже Татиля. УКРАИНА: КАК ОФИС ПРОСТЫХ РЕШЕНИЙ ГОТОВИТ НЕПРОСТЫЕ РЕФОРМЫ

Просмотров: 17,231 Рейтинг: 4.3

После распада Советского Союза каждое государство постсоветского пространства аккумулировало свой собственный опыт рыночных реформ. При этом у кого-то он достаточно удачный, у кого-то не совсем, но каждый такой опыт по своему ценен. О некоторых любопытных аспектах украинских реформ рассказывает казахстанский эксперт Рахимбек АБДРАХМАНОВ, недавно побывавший в этой стране.  

«Когда мы попали в так называемый Офис простых решений, который функционирует при Национальном совете по реформам Украины, я с интересом принялся расспрашивать встретивших нас сотрудников о том, чем они занимаются. На мою несколько излишнюю активность в вопросах мне несколько раз с недоумением отвечали: «Но у вас же есть свой Национальный Совет общественного доверия и мы делаем примерно то же». По какой-то не совсем понятной мне причине в украинском Офисе простых решений полагают, что наш НСОД – это их казахстанский аналог. И тут пришлось возразить уже мне и объяснить, что казахстанский Совет - это только публично-показательные консультации, ангажированных с властью персон. Украинский Совет - это независимое подразделение, с широким набором реформаторских инструментов и высокой степенью позитивной интеграции как с гражданским обществом, так и с действующей властью.

В украинский Офис простых решений несложно устроиться на работу (если, конечно, вы по своим характеристикам объективно соответствуете). Механизм простой: подаешь резюме, проходишь собеседование и вот ты уже пишешь программы реформ и взаимодействуешь с офисом президента страны, Верховной Радой, министрами, общественными деятелями, а также с Михаилом Саакашвили и Марией Барабаш (руководитель Офиса простых решений). Не нужны связи, прохождение через бюрократический «ад», проверки спецслужб (СБУ), не нужно давать взятки. Просто пройди собеседование и ты оказываешься в самой гуще политических событий страны, в «кузнице» будущих политических лидеров.

Пока мы ожидали встречи с Михаилом Саакашвили, мне удалось поговорить с приятной молодой девушкой по имени Анжелика, юристом Офиса простых решений. Как она мне пояснила, в ее задачи входит изучение международной законотворческой практики, вопросы дерегуляции, подготовка законопроектов и их дальнейшее сопровождение по ветвям власти. На вид Анжелике не более 25 лет. Но во время разговора сложилось впечатление, что ты беседуешь с опытным, профессиональным и достаточно разносторонним государственным деятелем. Для Казахстана подобная картинка была бы в диковинку. В лучшем случае, для большинства наших молодых чиновников термин «дерегуляция» - это что-то знакомое из основ экономической теории. И дело тут не в том, что таланты у нас в дефиците. Просто у нас неординарным людям негде найти применение своим способностям.

Запустив Офис простых решений и активно вовлекая в его работу молодую творческую интеллигенцию на абсолютно прозрачных и конкурентных началах, Михаил Саакашвили создал рукотворный «трамплин», с помощью которого молодые, талантливые и патриотичные люди могут входить в большую политику и экономику. Тот опыт, который они получают в стенах Офиса простых решений дает им уникальный ключ к дверям не только государственной машины, но и любой другой сферы и отрасли, где они пожелают в дальнейшем применить свои знания. Работая тут, они учатся писать законы, активно взаимодействуют с парламентом, общественностью, экспертами, министерствами, органами местного самоуправления. Они учатся публично защищать и отстаивать собственные реформаторские проекты, перенимают опыт у зарубежных коллег, регулярно посещающих Офис.

Это вовсе не наша Академия Государственного управления при Президенте, где с утра до вечера нужно учить законы и историю, ни в коем случае не умаляя значения ни того и ни другого. Но Офис простых решений делает главное, то, что мы пока не научились – зажигает сердца молодых пассионариев. Эти люди нашли применение своей энергии в политической жизни страны без связей и родства, а только благодаря имеющимся талантам и амбициям. Это и есть меритократия, которой Казахстану не достает как воздуха. 

* * *

Пока мы ждали М. Саакашвили нам снова повезло и у главы Офиса простых решений - Марии Барабаш - выдалась свободная минутка, чтобы рассказать нам о том, как все устроено в руководимой ею структуре.

- Добрый день Мария! Скажите, где мы сейчас находимся?

- Этот open space (открытое место), где сидят наши юристы, экономисты, которые работают над 44 реформами, разработанными нашим Офисом. Мы здесь уже восьмой месяц. Это офис партии «Слуга Народа», парламентского большинства, президентской партии и мы находимся в одном офисе с ними.

 

- А вот это соседство с партией власти как-то влияет на вашу работу?

- Конечно! Это очень-очень удобно! Это ускоряет коммуникацию, ведь все наши законопроекты потом попадают в парламент и за них голосуют конечно же депутаты партии «Слуги Народа».

 

- А вы не испытываете никакого давления? Все-таки партия власти…

- Скорее они испытывают давление…

 

- Ну я думаю, мы можем двигаться дальше и продолжить знакомство с вашим Офисом…

- Чуть дальше у нас пресс-служба, кабинет Михаила Саакашвили, здесь еще один оупен спейс, где работают помощники депутатов. Иногда сюда приходят и сами депутаты. Тут несколько переговорочных кабинетов, тут у нас как раз идет рабочая группа по налоговой реформе, здесь есть и другие переговорочные, где мы встречаемся с депутатами, с экспертами, с представителями общественности, бизнесменами, бизнес-ассоциациями, которые как раз и помогают нам проводить реформы.

 

- Вы делите этот спейс с партией «Слуга Народа» и получается, что тут ваши работники сидят вперемешку?

- Не совсем так. Мы чуть отделены, хотя как вы видите, это очень условно, здесь нет никаких коридоров, нет никаких перегородок. Нам нечего скрывать друг от друга, поэтому у нас даже нет ключей от нашего офиса, это полностью единое пространство.

 

- Очень демократично. Я вижу, что у вас очень молодая команда и я не видел никого старше 40 лет…

- Это политика Михаила Саакашвили. То есть когда он стал президентом Грузии у него были министры в 22 года, в 23 года. Некоторые из его бывших министров сейчас работают в нашем офисе. Поэтому здесь исключительно такая вот демократичная, молодая команда.

 

- Я думаю, что за счет этого здесь и очень много энергии, а энергетика молодых все-таки дает о себе знать и как только заходишь в офис, ты уже ее ощущаешь. Поэтому я думаю, это очень правильный кадровый подход....

- На сто процентов да! Поэтому это помогает и та энергия, которая есть в глазах наших молодых юристов заряжает и народных депутатов, и офис президента, кабмин и другие наши органы власти вот этим задором, проактивностью, энтузиазмом, оптимизмом.

 

- Скажите пожалуйста, если это не секрет, над какими важными реформами, помимо того что мы сейчас видели (обсуждение налоговой реформы), сейчас работает Офис простых решений?

- Секретов в Офисе простых решений нет. На данный момент основное направление - это таможенная реформа. Она носит комплексный характер, мы хотим создать так называемые открытые таможенные пространства, как это было сделано в свое время в Грузии. Согласно оценок того же мирового банка и других международных экспертов это была лучшая реформа таможни в мире. Мы хотим такое же сделать в Украине. Понятно, что должно быть снижение налогов, снижение нагрузки на бизнес, упрощение налогового администрирования, это очень важно. Плюс еще нам предстоит много работы в строительной сфере, в сельском хозяйстве. Требуют разрешения проблемы в земельном вопросе, а также все, что касается упрощения ведения бизнеса, дерегуляции, уменьшения регулирования со стороны государства.

 

- Сегодня мы поговорили с одним из представителей офиса и нам сообщили, что одна из реформ застряла в министерстве экономики, если я не ошибаюсь. Скажите пожалуйста, сейчас при новом правительстве Дениса Шмыгаля, насколько процесс от инициации реформы до ее принятия, согласования с министерством, принятием Радой усложнился и усложнился ли вообще?

- Так как наш Офис пока работает только восьмой месяц, ни одна из реформ еще не была принята парламентом. Поэтому нам пока нечего сказать по поводу того, что какие-то документы и проекты тормозятся на этапе исполнения в правительстве.

Вот например, недавно у нас было голосование за законопроект по недропользованию и, к сожалению, мы прошли там только первый этап и то парламент отправил закон на доработку, но не наш, а тот, который был альтернативный к нашему проекту. Теперь в течении 30 дней мы будем дорабатывать этот закон, чтобы его все-таки приняли в первом чтении и передали на второе чтение.

Один из последних наших законов - это подключение к электричеству, он набрал рекордные 101 подпись народных депутатов. То есть 101 народный депутат поддержал его своей электронной подписью (а у нас электронный парламент) наш закон по упрощению подачи электричества. Мы очень рады, что с такой большой поддержкой он пройдет и первое, и второе чтение.

 

- Спасибо Мария, что уделили нам время.

- Спасибо! Привет Казахстану!     

P.S.

Для того чтобы понять разницу между казахстанским Национальным Советом общественного доверия и украинским Национальным советом реформ, достаточно сравнить их положения. Так, регламентированной кульминацией деятельности казахстанского консультативного Совета, согласно Положению, является протокол, который никого и ни к чему не обязывает. Проекты же принятые украинским органом, реализуются путем последующего издания президентских актов, внесения президентом Украины соответствующих законопроектов или взятия соответствующими членами Национального совета публичных обязательств реализовать право законодательной инициативы, либо право инициативы в принятии актов Кабинета Министров, что обязательно оформляется публичными договорами таких членов нацсовета. Таким образом всего пара формулировок кардинально меняет смысл, суть и силу документа, позволяя людям осуществлять подлинные реформы. Вопрос: неужели нужен «майдан» и потрясения, чтобы эта пара жизненно важных предложений, меняющих суть документа и ситуации, все же появилась в Положении о нашем НСОД?..    

 

Средняя: 4.3 (4 оценок)