:: ПАРИЖСКИЙ ДЕСАНТ КАЗАХСКОГО ФОЛЬКЛОРА ИЛИ ПУБЛИКА СРАЖЕННАЯ НАПОВАЛ

Просмотров: 32,058 Рейтинг: 3.8
СТЕПНЫЕ НАПЕВЫ НА БЕРЕГАХ СЕНЫ
1 марта сего года в самом сердце культурной столице Европы, в концертном зале «Хош» Елисейского Дворца, что в нескольких минутах ходьбы от Триумфальной арки состоялось неординарное событие, которое надолго запомнилось ценителям музыки. Элитарная публика состоящая собственно из парижан а так же, как говорится, из гостей французской столицы, дипломатического корпуса (присутствовали Послы шести государств), представителей аристократических фамилий (в том числе и громких русских дворянских фамилий Шереметевых и Романовых), руководителями крупнейших корпораций (Тоталь и др.) в течение нескольких часов наслаждалась древним музыкальным искусством номадов.

Сегодня во всём мире настоящие музыкальные гурманы особенно ценят аутентичную музыку и исполнительство. Надо ли говорить, какой огромный интерес и фурор произвели традиционные исполнители из Казахстана.  Великого Казыбека Адикеева слушатели, завороженные пронзительно печальными звуками извлекаемым им из кобыза, пожалуй одного из самых древнейших смычковых музыкальных инструментов, когда либо созданных человеческими руками, кажется, были готовы держать на сцене целую вечность. А ведь даже интуитивно чувствуя, что история кобыза уходит в тьму веков, порой мало кто задумывается, что вот точно так же его смычок рвал человеческую душу, когда на свете еще не было ни Лютеции (древнего селения на месте  которого в последствии возник Париж), ни Франции, ни тем более Москвы и Киева, да много кого и чего не было…
…Не менее грандиозный успех и овации выпали на долю не менее древнего инструмента, казахской домбры, где характерный темп и синкопированный ряд - Меиржан Ермегияев - отдельных кюев исполненных  на неимоверном душевном подъёме лучшими исполнителями и интерпретаторами (казахская фольклорная музыка предполагает нюансировки присущие каждому отдельному исполнителю для каждого отдельно взятого произведения) сразили всех наповал.

Потом пришла очередь номеров где соединился голос и домбра  - Сауле Жанпеисов, Рамазан Стамгазиев, несравненный Бекболат Тлеухан и др. В определённой степени можно сказать, что это стало было продолжено дело легендарного Амре Кашаубаева, только на новом историческом витке и в более массированном виде. Ведь Амре под энергичный аккомпанемент своего экзотичного для тогдашнего Парижа (1925 год) двухструнного инструмента когда-то в одиночку поразил европейскую публику своим голосом. И заставил дать блестящие рецензии таких столпов французской культуры, как Ромен Роллан и Анри Барбюс.  
Одним словом, нынешний десант казахского фольклора подарил настоящее пиршество древних музыкальных традиций. Венцом которого стала демонстрация такого специфичного вида традиции как айтыс акынов– музыкально-вербального состязания двух соперников (Бекарыс Шойбеков vs  Ринат Зайытов и др.) которые на ходу сочиняют свои куплеты. Пожалуй эта часть программы была самой сложной и ответственной, поскольку здесь крайне важен смысл изрекаемых акынами слов, облеченных в поэтическую форму. Поскольку звучала не просто казахская речь, а сотворенная на ходу акынами-импровизаторами, переводчикам пришлось работать с утроенным вниманием… Подлинно демократические традиции, заложенные в самом феномене айтыса, в рамках которого, например, к участию допускались и женщины (вот вам и гендерное равноправие!) а тематикой состязания могла быть самой разнообразной (в том числе и социально значимой, политической) также поразили публику.

Кстати, если говорить о публике, то в зале было много тех, для которых айтыс, казахская речь, музыка домбры, кобыза оказывали не просто эстетическое воздействие и отклик, а оказались нечто большим. Ведь вся эта крупно масштабная культурная акция помимо   чисто имиджевых задач была посвящена казахам, которые осели на Западе. Недаром тот же айтыс прошел под девизом «Помни об Отчизне». И в Париж съехались казахи со всей Европы и из таких её экзотичных уголков (с точки зрения казахстанских казахов разумеется!), как Норвегия… Эти люди, особенно пожилые (а многие пришли целыми семействами, кланами) не скрывали своих эмоций – они просто плакали от счастья свидания с казахской культурой… С родной для них культурой.

Таким образом встреча зарубежных казахов с Аяном Сейитовым, Жандарбеком Булгаковым, Сарой Токтамысовой, Айнур Турсынбаевой, Балгынбеком Имашевым, Нурматом Мансуровым, Рустемом Кулшебаевым, Еркином Шукимановым, Ардаком Исатаевым, Елмурой Жанабергеновой, Талгатом Мукышевым, Айгуль Батыркайыровой, Сарой Бибатыровой, Айгуль Ельшибаевой, Молдир Бакытжанкызы  стала праздником вдвойне. Они насладились родными напевами, они же стали свидетелями того, какой неописуемый восторг, вызвали их соплеменники у остальной части собравшихся в зале «Хош»… Когда Бекболат Тлеухан запел знаменитую «Елiм менiм» - переполненынй зал в едином прорыве стал подпевать ему.

К слову говоря, после концерта состоялся не менее грандиозный фуршет (на 500 персон), который дала казахская делегация. Традиционные казахские блюда, мясная (конская) и молочная (кумыс, шубат, иримшик и т.д.) гастрономия,  что называется, окончательно, добили (разумеется в хорошем смысле этого определения!), гостей этого незабываемого вечера.

***

Об этой и о многом другом вчера на пресс-конференции, которая стала своеобразным отчетом (было показано видео), рассказали участники и организаторы поездки. Поэт-импровизатор Бекарыс Шойбеков, прославленный исполнитель и композитор, а также депутат Парламента РК Бекболат Тлеухан, известный предприниматель, общественный деятель и меценат Амангельды Ермегияев, председатель правления АК РТРК «Казахстан» Даурен Абдихамитов, Главный редактор Казахского Радио и народный писатель РК Журсун Ерман, известный культуртрегер и общественно-государственный деятель Мырзатай Джолдасбеков…
В частности Бекболат Тлеухан  сказал, что столь мощная демонстрация зарубежом такой формы культурной традиции казахов как айтыс, должно стать началом его серьезной пропаганды. У японцев есть театр Кабуки, у ханьцев китайская опера, у россиян русский балет т.е. у каждой нации есть специфичная визитная карточка в сфере традиционной культуры. Но есть нации у которых этого нет! А вот у казахов, слава Всевышнему есть! – это помимо оригинальной музыки, айтыс.
Журсун Ерман,  который  по праву считается не только великолепным казахским поэтом, литератором но, и, легендарно-эксклюзивным  организатором, который возродил в новейшей казахской истории айтыс, ввел его в обиход культурной жизни казахскоязычного социума - выразил особую благодарность главным спонсорам этой, в известной степени, исторической поездки. Речь идет об Амангельды Ермегияеве и Омирзаке Сарсенове. Так же он отметил целый ряд других меценатов, благодаря которым удалась такая акция-промоушен – Даулет Турлыханов, Ерлан Атамкулов, аким Кызыл-Ординской области Мухтар Кул-Мухаммед, аким Алматинской области Серик Умбетов. Отдельной благодарности по его словам заслуживает и аким города Алматы Имангали Тасмагамбетов, который помог организовать авиачартер для делегации состоявшей из 70 человек. По словам Журсуна Ермана не осталось в стороне от данного проекта и Министерство культуры. Причем достаточно неожиданным образом. В том смысле, что импульс к данному проекту дал ни кто иной, как сам министр культуры Ермухамет Ертысбаев, высказавший такой креатив в одном из своих выступлений в центральной прессе. За что ему тоже честь и хвала. Первый блин не вышел комом, а посему все готовы развивать данный проект и далее. Тем более на этот год по линии Ассоциации  казахов всего мира планируется целый ряд мероприятий, включая малый курултай в …Осло.
Даурен Абдихамитов, глава телеканала «Казахстан», который обеспечивал основную информационную поддержку (помимо телеканала «Казахстан» это телеканал «ХАБАР», газеты «ЛИТЕР», «Казахстанская правда», «Егемен Казакстан», «АЙКЫН») сказал что 5 и 6 марта запись парижского концерта можно смотреть по национальному телеканалу «Казахстан» (начало в 22.00 по местному времени).

Амангельды Ермегияев отметил, что раздававшиеся когда-то (надо понимать на заре возрождения айтыса) мнения, что айтыс это отмершая форма казахской традиционной культуры ныне посрамлены самой жизнью. Ибо такой жанрово синтезированный вид традиционной культуры не просто интересен и имеет право на жизнь, а он чрезвычайно актуален, он устремлен в будущее. Об этом свидетельствует тот прием, который был оказан в рамках большого концерта отделению, посвященного айтысу. Он же припомнил  примечательный штрих. Так получилось, что на мероприятие в Париж собрались не только казахи проживающие зарубежом. Народный писатель РК, фронтовик и просто пожилой человек (за 80 лет) Абдижамиль Нурпеисов вылетал в конец февраля из Мюнхена на Родину. Однако, прослышав, что в Париже высадился казахский культурный десант, мигом сдал билет и … примчался в зал «Хош»!

Джанибек Сулеев

Источник: Posit.kz

Средняя: 3.8 (9 оценок)

Автор сильно насмешил указав Әрусский" балетӘ как традиционный вид искусства русских. Существует явление как "русская литература", "русский балет", "русская классическая музыка". И даже "русский космос". Но все это есть и у Запада. И литература, и балет и опера и даже космос (первым ракету изобрели фашисты - Оппенгеймер)это не изобретение русских. И тот же балоет. Это французы его придумали и запустили. Русские гениальные синтезаторы и копиисты. В этом они схожи с китайцами только с одной маленькой и смущественной поправкой: - но за теми фарфор, порох, шелк и многое чего еще!. За русскими одни заемы. Гениально переработанные. Даже солнце русакой поэзиии заимствовал все с Запада - от сюжета до образов. И сам был, мягко говоря семитом. Своего того, что называется "традицией" в культурологии у них нет.

Комментарии

Наверное, французам надоела африканская экзотика и их пляски под барабан. Вот и решили расширить шоу-зоопарк.

В статье пишут: ...история кобыза уходит в тьму веков, порой мало кто задумывается, что вот точно так же его смычок рвал человеческую душу, когда на свете еще не было ни Лютеции (древнего селения на месте которого в последствии возник Париж), ни Франции, ни тем более Москвы и Киева, да много кого и чего не было:

=====

Их конечно тогда ещё не было, а вот негры в Африке уже существовали. Они исторические конкуренты кабызистов и как казахи с тех пор ни сколько не изменились.

Бля...эт не бутя , неонацик статью накропал? Парижа не было. Его, бля, и сейчас нет нихуя, в натуре. А москали в медвежьих шкурах ходили, хоть тож от казахов произошли, как и парижане, но их вообще не было, когда казахи рвали душу прогрессивному человечеству смычком от кобыза. Дык...нет, не бутя...Жонег, парижский весенний ветерок навеял экзальтацыю?)))

ни Франции, ни тем более Москвы и Киева, да много кого и чего не было:

_________________________________________________________

Дауш Астаны не было, факт.

Ток с каких пор Париж древнее Киева стал, а , двоешник?

Жонег, если ктонить догадался снять переводчиков на видео за этим занятием, плачу любые деньги за кассету))

Пожалуй эта часть программы была самой сложной и ответственной, поскольку здесь крайне важен смысл изрекаемых акынами слов, облеченных в поэтическую форму. Поскольку звучала не просто казахская речь, а сотворенная на ходу акынами-импровизаторами, переводчикам пришлось работать с утроеннным вниманием

______________________________________________

Жонег, если ктонить догадался снять переводчиков на видео за этим занятием, плачу любые деньги за кассету))

Это бесценная кассета сакрального свойства жыдам, маскалям и хахлам и пр. не продаетца!!!!

Автору достаточно было просто написать что кобыз как смычковый инструмент считается наиболее древним, попросту говоря, старше скрипки. И вопросы все сняты.

Сравнение же возраста инструмента с Парижем или Москвой некорректно по своей сути, это типичный поверхностно-журналистский подход валить все в одну кучу. Древний Рим - это да.

Ну а если остановится на ветке Париж - Москва, то Париж намного древнее Москвы если брать отсчет от вполне легитимной Лютеции, позднеримского поселения расположившегося изначально на нынешнем острове посреди Сены - Сите. Где сейчас стоит Нотр-Дамский собор... А деревянная Москва, тем боле как центр отджельно взятого княжества возникла почти что вчера - позднее других городов вроде твери и т.п.

Спаисбо конечно "за Жоннег", но тута свои пацаны, потому адвокоты не нужны

НА реплику: Дауш Астаны не было, факт.

Ток с каких пор Париж древнее Киева стал, а , двоешник?

ДОКАЗЫВАЮ: Мать городов русских и близко не валялась рядом с Парижем.

Итак, по археологическим исследованиям, первое городское поселение на территории Подола появилось не ранее 880-х гг. Согласно традиционной точке зрения, с 882 г. Киев являлся столицей Киевской Руси.

А теперь что касаемо Парижу, то Город был образован в середине III века до н. э. из кельтского поселения Лютеция племени паризиев на месте современного острова Сите. Первое письменное упоминание о Лютеции встречается в 6-ой книге Юлия Цезаря о войне с Галлией в 53 г до н. э.

Когда в 52 году до н. э. римляне после первой неудачной попытки во второй раз попытались подойти к городу, паризии подожгли Лютецию и разрушили мосты. Римляне оставили им остров и построили на левом берегу Сены новый город. Там они возвели термы, форум и амфитеатр. В Римской Империи город не имел большого влияния.

Правление римлян закончилось к 508 году, когда Париж стал столицей Меровингской династии франков под правлением Хлодвига I. Во время правления Каролингов на город вновь напали норманны.

Разниса милок между 880 г.н.э. и 53 г.до н.э. блядь даже трудно себе представить.. Столько русский мужик не живет.

Но оставим архивные источники (заметь - не казахские устные, а западные) а поговорим по нашему. По ментально-степному:-)))

P/S Эх, Абрыдла, еврейскую скрипку в свое время не освоил,на конкурс Чайковского не съездил, а теперь пьешь хуевастую казахскую водовку, и видишь как уходит из степи великая (кто бы спорил!) русская культура. Казахов вот ругаешь, нервничаешь...

Чем сердце успокоить тебе? Ну теперь хоть колбитский кобыз освой - там ума много не надо - нот нет, все строго на слух. Но у тебя время мало, поэтому курни травы и хуярь по трем лошадинным волосинкам культуртрегер ты наш шапраштинский:-)))) Зато в Парижы будеш самой оригинальной колбитской обезьяной! А потом Стамбул, Осло. Может настр у тебя поднимется и яду поуменьшится...

Странные споры ваши вагонные разговоры...

... Одно хочу сказать сравнение кобыза и городов простос упер. Наглядно и оригинально. И впрямь, сразу доходит!

А чо Африка? Оттуда между прочим первочеловек вышел и съебся быстро в степь. Стал казахом и начал херачит на кобызе. Жил себе не тужил, пока другие негры сбежавшие не стали русскими и англичанами и не херачили города и железобетонные конструкции, расщепляли атом и двигали в космос.

А казаху похуй - так и херачит!

Молодцы спонсоры. А вот меценатов дающих премию Тарлан среди них не оказалось... Вам что нибудь это говорит?

Играй, играй гармошка

Гуляй, гуляй народ ...немножка!

...Знаете, не физдите пожалуйста. Кобыз - это дедушка скрипки. И кобыз, а так же кыл-кобыз и другие модификации данного инструментария принадлежат казахам.

Что же касается современной скрипки и других гаджетов классической музыки они изобретены итальянцами, французами, немцами. Но не в Москве это точно:-))) Хотя есть понятие "русский балет" и отдельно взятый "Чайковский". Каззхаи как исполнители классической музыки и на классичких инструментах тоже заявились. Думаю до появления композитора который потряс бы мир классической музыки тоже осталось ждать недолго. По крайней мере азиаты (японцы и пр. тоже пока не выдали, а гениальные исполнители - и дирижеры уж есть)

Так что не надо доводить все до абсурда и тем более издеваться над кобызом.

Того настигнет древнее проклятие Коркута деде

Это ты, Сис Админ передергиваешь...Причем тут гальский аул и Париж - как столица и топоним?! Или разницы не понимаешь, или манкируешь своей затаенной ненавистью к "Городу Зятя" и всему русскому))) Тадауш Киеву - 2 тыщи лет, и это доказать - как два пальца оп осфальт. Хоть и сидит там теперь прыщавый выродок, а Париж еще недавно был европейской свалкой (см.Парфюмер) а никакой там не культурной столицей. Пижона Наполеона загнали в нору москали гусары, а теперь этой провинцией правит даже не француз-галл.

Что ни капельки не умаляет достоинства кобыза, я сам от него прусь, есличо.

Просто надо быть поосторожнее с историческими параллелями, а то чванством и журнализмом попахивает от таких текстов)))

А водафку пью исключительна хохляцкую, по возможности - КИЕВСКУЮ. И хохляцким же наркотиком закусываю)))

И сниццо нам не рокот космодрома..)))

Да, уж! На земле было три цивилизации. (Европа там и не стояла, в том числе и европейская часть России) Все они развивались одинаково (до определенного момента). Историю кобыза надо искать у китайцев. Только именно этот инструмент остался у тюрков Евразии

Господа, тут носятся с Киевым каким образом - как с матерью или как с административной структурой?

Просто если чо, это вообще-то норманы из аула сделали Кiев

Автора, я так понял, в Париже и не ночевало? Но пишет зараза, будто упился на этом казахском фуршете и наслаждлася цыганскими скрыпками.. Тоже талант:-))))

Жонег. я всегда полагал, что национализм - это логичное проявление государственного мышления. И в этом смысле - я - гораздо больший нацик (государственник), чем ты с Шалом и Кенже - вместе взятые. Но пещерный нацизм

( Солнце вращается вокруг Астаны, люди произошли от казахов, кобыз - древнее Киева) и национализм - это две большие разницы.

Национализм - это когда национальные (а не этнические) интересы ставятся во главу угла, т.е. - (не говорим пока об экономике, это отдельная печаль) - сохранение национальной идентичности, как языка, культуры, национальной территории.

В России - не было бы Путина, не будь предтчети - Жириновского.

Также и в КЗ - я приветствую любое (если только не от АП) проявления национализма, и если это сакральное, воистину революционное начинание не возглавляет лавочник, сын лавочника.

Великая степная культура умерла не тогда, когда белоухие (кто бы сомневался!) настроили здесь школ, фабрик и дорог, а тогда, когда самодовольные арабы - семиты остановили свою конницу у Тараза. С тех пор Астана всегда будет лещбищем пингвинов, пока не вернется Тенгри и не появятся Тексты ( поговори с Шалом).

А когда Газиза трогает кобыз, слова - не нужны.

А что касается исхода великой (кто бы сомневался!) русской культуры из Степи, то это - процесс перманентный. Во всяком случае, Степь в очерченных русскими

( хорошо, что не китайцами или бритами!) границами, будет говорить по русски еще лет пятьсот, до тех пор, пока не перейдет на китайский (ИНШАЛЛА, ПРИ ПРИ ПОТОМКАХ ЖОНЕГА В БЫТУ ЕШЕ БУДУТ ГОВОРИТЬ И ПИСАТЬ - НА ЛАТИНИЦЕ -ПО КАЗАХСКИ). Нефтеменеджеры уже теперь говорят исключительно по-английски. Но этот запас национального самосознания равен запасу минеральных ресурсов в КЗ.

Проказа нацменеджмента: президент-аппарат, сенат, СМИ, юстиция, КИСИ, Бенг, КИМЭП, технократы, младотюрки, болашак (жузоказни). Международные стандарты: казахгеита, курсодемпинга, инвалют-терроризма, банкбандитизма, горграбежа села, экспроприации дивидендов труд-вкладч-потребит-капитала, конвертац-аренд-посредн-преступности (отчеты). Вышка палат: аудиторов, бухгалтеров, финдиректоров. М Ишаев Ставка чингиз-тимур-бабур-шеибанидов ООН РК тел 662891, +77016711095 адрес: znanie_sila_kz@mail.ru

Абрыдле. Ну канешшна братан ты как всехда прав. Вселенная вращается вокруг мАсквы, мировую цивилизацию спасет руссская культура, и вообще расея - родина слонов. Помним, проходили. Тока хде все это?.. Совершенно верно.. в жопе. Правда вот объявился некто похожий на Наполеона, и теперь вислоухие пытаются воспрять. Нострадамуса тянут за уши (бедолага уже не рах перевернулся в гробу), бабу Вангу цитируют без конца (ага, она только и думала о судьбах братушек). Психоз Старшого брату, ну что тут уж поделаешь. Бедолаги... сермяжные.

Казахи отсталый народ. Потому шта застрял в родо-племенных отношениях и кочевом скотоводстве, когда корабли голландских купцов бороздили Индийский океан... Вот о чем толкует Абрыдла. Но от этого Киев ну никак не может быть старше Лютеции-Парижа, а кобыз так и остается дедушкой скрипки Амати... Вот о чем разговор то...

Меня всегда умиляла привычка русских быть большими европейцами чем сами европейцы, которые на официальном уровне смело пишут о связи старинных королевских фамилий с кипчакскими корнями (тех кипчаков ушедших в европу на территорию современной Венгрии от Чингизхана). Об этом пишут западные СМИ, их цитируют в русскоязычных СМИ... Разумеется. казахам живущим в Казщахстане, да что казахам, кипчакам живущим в Казахстане те кипчаки уже давно не братья, разве что родственные исчезнувшие среди мадьяр дальние родственники. Но Абрыдла на своем шовиковском уровне и те, кто тащатся от этой информации аристократические фамилии Англии+кипчакские корни (с российскими фамилиями куда больше связей!) стоят на одной доске.

бля, можно всю жизнь откапывать корни у мадьяр али чухонцев. если это добавляет тебе чувства собственного величия - да ради бога. Только при чем тут русские?

Которые кстати на европу никогда и не претендовали, оставаясь и теперь больше азиатами.

Диктатура потребительской власти (Абилов,Своик,Уткин итд). СМИ, юстиция, законы, постановления, решения госпреступников: межгос-актов сверки, обмкурса, фантик-резервов($,Е), ВВП, НДС без прибавпродукта, инфляционного кредитования, рефинансирования(НБ), декалькуляционных тарифов, цен, капдоходов, внепокупательского налогового учета, антиреализационных бюджет-списании (жузоказни). М Ишаев Ставка чингиз-тимур-бабур-шеибанидов ООН РК тел 662891, +77016711095 адрес: znanie_sila_kz@mail.ru

Пушкин эфиоп. Значит - самит. Но поэт русский. Вопрос: семит ли он? Русские отвечают? ОН РУССКИЙ ПОЭТ!

Вот ведь в чом закаваыка...

Изрядно был потешен... Но Париж по любому древнее Москвы. Про Киев не скажу

Ваш комментарий

Импровизаторы, то есть акыны - они что и актеры! Двуличные!Играют свою роль на сцене лучше чем какой-либо талантливый актер.

Люди, помогите плииииизз наидти в исполнении Бекболата Тлеухана - Елим менин ансаган.....(не гимн)

Никак и нигде немогу наидти.... что делать не знаю, а этой песне сума схожу...

А все таки Париж древнее Москвы по той простой причине, что его строили еще римляне. А на месте Москвы телка Масква-река . Были холмы, а меж ними торфянник и болота... И жили там Абрыдлы: ))))

Много умных слов, а смысла нет

Продажная история и бред.

Вам ложь за истину "несут",

И шарлатаны тут как тут.

Откройте очи господа,

Откуда шли, да и куда?

На истину и правду столько лет,

Давно легла печать «ЗАПРЕТ».

Есть ли сейчас шанс узнать правду, настоящую историю, как было?

Попробуйте кто-нибудь, Вам «помогут» и уведут в сторону от истины, а если Вы все-таки что-то узнаете ОЧЕНЬ УДИВИТЕСЬ…

Берегите свою Землю от злых умыслов, творите новую историю, не забывайте кто Вы и предков СВОИХ чтите.