:: Айзада Нуркен. КОРОТКОМЕТРАЖНОЕ КИНО?

Просмотров: 9,477 Рейтинг: 2.0

Кадровая политика в сфере культуры продолжает удивлять. На днях вместо Анар Кашагановой  президентом «Казахфильма» стал Ермек Аманшаев, бывший вице-министр культуры, бывший начальник департамента культуры Астаны.

Таким образом, первой (?) женщине-руководительнице «Казахфильма» руль доверили всего на полгода. Но, не пускаясь в феминистский дискурс, поговорим о логике таких решений и о том, как они влияют на наше кино.

Кино в Казахстане могут рулить даже строители, как показывает опыт предшественника Сергея Азимова на этом посту. Но и в доисторический, и в исторический период кинематографии независимого Казахстана его основной проблемой был контакт с широкой зрительской аудиторией (точнее, отсутствие такового). Для того, чтобы контакт этот состоялся,  необходимы два фактора: качественная продукция и современная система дистрибуции.

О качестве. Цикл кинопроизводства довольно длителен, от запуска фильма до его выхода на экраны в наших условиях требуется не менее двух лет. Поэтому казахстанскому зрителю не удалось узнать, каковы представления о качестве Анар Кашагановой. Фактически за полгода собственных проектов она запустить не успела. Ей досталась лишь неблагодарная роль «подчищать хвосты» за предшественником, за шесть лет наломавшим немало дров.

О дистрибуции. В далеком уже 2002 году, сев в кресло президента «Казахфильма», Сергей Азимов в интервью «Экспресс-К» говорил о дистрибуции как главной проблеме казахстанского кино, о том, что он собирается сотрудничать с «Отау-синема» и т.п. В период работы над «супермегаблокбастером» всех времен «Кочевником», съевшим немало денег налогоплательщиков, много говорилось о мировом прокате этого детища «Казахфильма».

Результаты, однако, были неутешительны, и позиции Сергея Азимова резко изменились. Презентуя свое новое детище – частную студию «Танарис», С. Азимов делал заявления о том, что ни на «Казахфильме», ни теперь его не интересуют вопросы дистрибуции и проката. Странная позиция для частного продюсера, тем более,  что выступавший на презентации  спонсор (или инвестор?) говорил о необходимости рассматривать казахстанскую кинематографию как область инвестиций.

В нормальной ситуации, как известно,  инвестиции предполагают возврат средств с прибылью. Наши же кинематографисты привыкли рассуждать о высоком художественном уровне (который всегда подразумевается), обходя вопрос о возврате вложенных государством средств. По мнению наших киношников, бедное государство теперь еще и должно оплачивать казахстанским кинопрокатчикам показ казахстанских лент (аппетиты кинопрокатчиков достаточно «скромны», исходят из средней заполняемости зала).

Хотя ситуация в российском кинематографе кажется нам принципиально иной, на самом деле и там более 90 % из субсидированных государством лент вообще не доходят до экрана. Известный российский продюсер, тезка нашего Азимова,  в качестве выхода предложил схему, когда государство вкладывает средства в проекты, на которые продюсер уже нашел частные средства, т.е. кровно заинтересован в успешности фильма. Это логичная схема, но в наших условиях, скорее всего, она тоже не сработает, а станет элементом системы отмывания денег. Если только эту схему не применять буквально: самый финансово успешный фильм казахстанского кинематографа «Жаралы сезім» был снят на деньги, которые продюсер и режиссер Е. Ракишев получил, продав свою квартиру. Боюсь, однако, что при таком подходе большинство наших продюсеров (в том числе и глава независимой киностудии «Танарис») просто исчезнет с горизонта киноискусства.

Подводя итоги, легко снимать «высокохудожественное» (и что приятно, высокобюджетное) кино, если ты никак не отвечаешь перед инвестором и зрителем. А вот «отвечать» за качество фильма и за результативность вложенных средств наш кинематограф за годы независимости  так и не научился.

Было теоретически интересно, как к решению проблемы подойдет Анар Кашаганова, экономист кино по образованию, до распада СССР много лет работавшая в «Совинфильме» Госкино СССР организатором кинопроизводства по совместным постановкам. Но времени ей не дали. Понятно, что имеющий чисто госбюджетное мышление Ермек Аманшаев вряд ли справится с этой проблемой. Да и стоит ли перед ним она? Вероятно, сложившаяся ситуация вполне устраивает и киношников, и инвесторов. А казахстанский зритель, что ж…

Средняя: 2 (1 оценка)

Бул кинонын сонша канша кажеттiлiгi бар? Кишкентай халыкпыз - опера, театр, кино нарселерды коттермей ак койяык...

Спорт, телевизия - бул жерде туумызды аскактаумыз керек!Бул жерде күшумыз жетерлiк, бул жерде жаткан тын!

Комментарии

Бул кинонын сонша канша кажеттiлiгi бар? Кишкентай халыкпыз - опера, театр, кино нарселерды коттермей ак койяык...

Спорт, телевизия - бул жерде туумызды аскактаумыз керек!Бул жерде күшумыз жетерлiк? бул жерде жаткан тын!

Ереке несостоявщшийся литератор, несостоявшийся интеллктуал, несостоявшийся вузовский преподователь... Как управленец он ноль. Сам факт что его притащили из КТЖ на кино вызывает улыбку. Ироничную: ((((

Но кто то упорно тащит Аманшая на теплые местечки. Видать большая у парня мохнатая лапа....

А потом мы удивляемся - почему это у нас дела хуево везде двигаютцо!

Вот почему Косубаева, который и управленец и грамотный, который в школьном возрасте снимался в худфильмах не ставят на этот пост?!

При Кашагановой Казахфильм начал оживать. У киношников появилась надежда, что с ее появением у руля Казахфильм расцветет. Однако как всегда в нашей Казахландии на место грамотного специалиста ставят человека несведующего вкиношных делах. Теперь будет как всегда! Радуйтесь товарищи! Кина не будет!