:: Евгений ЕРЕМИН (Украина). И ВСЮДУ ЛЮДИ ЖИЛИ…

Просмотров: 11,081 Рейтинг: 4.3

Казахстан  глазами заезжего украинца
Скажу сразу, подзаголовок этого материала не совсем верно отражает содержание моих путевых заметок. Казахстан я видел в основном из окна вагона и лишь какое-то время провел в Алма-Ате. Могу согласиться, что мой взгляд является достаточно поверхностным и непретендующим на какие-то глубокие обобщения и выводы.
Однако мой опыт свидетельствует, что первые впечатления от увиденного всегда самые яркие и правильные, недаром говорят, что «со стороны виднее».
Тем не менее, допускаю, что могу в чем-то и ошибаться. Поэтому прошу уважаемых читателей не судить меня слишком строго. Дабы между нами сразу установились хорошие, доверительные отношения, отшучусь в духе салунов Дикого Запада США в период его колонизации, в которых над расстроенным музыкальным инструментом часто висела табличка такого содержания: «Господа ковбои и бандиты! Не стреляйте в пианиста – он играет,  как умеет».

Поющий вагон
Поезд Киев-Астана более трех суток мерно стучал колесами, пересекая просторы трех стран – Украины, России и Казахстана, еще каких-то полтора десятка лет назад  бывших в составе единой огромной державы – Советского Союза. Путь пролегал таким образом, что границ оказалось четыре – одна украинско-российская и три российско-казахстанских. Пункты пограничного и таможенного контроля, на которых поезд стоял утомительно долго, оказались расположенными посреди почти безлюдной степи.
Безлесое плоское пространство вокруг одинокого полустанка и суровые лица пограничников и таможенников (в одном случае – с собакой, натасканной, как говорили опытные пассажиры, на поиск наркотиков), невольно заставляли умолкать самых говорливых и даже совсем маленьких детей.
Путешествие из Украины в Казахстан сегодня не только утомительное, но и весьма дорогостоящее удовольствие, даже если брать билет в плацкартный вагон. Купейные были заполнены в лучшем случае на треть. Возможно, сказывалось и межсезонье.
Пассажирами были в основном люди старшего возраста и совсем пожилые, молодые люди встречались очень редко. Лишь нескольких молоденьких мам с маленькими детьми какая-то очень веская причина заставила отправиться в дальний и нелегкий путь.
Долгая дорога способствует сближению людей. Уже через полсуток многие перезнакомились, стали угощать друг друга нехитрой снедью, старики по привычке принялись обсуждать политические события в Украине и за ее пределами. Женщины же говорили больше о своем, о женском – как тяжело нынче стало кормить семью, как дать образование детям и внукам, где им потом искать работу и так далее. Неожиданно много оказалось таких, кто ехал за тридевять земель, так сказать, по печальному поводу. Словом, грустные темы преобладали.
Разряжали обстановку маленькие дети, путешествовавшие по всему вагону и быстро находившие общий язык, наверное, со всеми взрослыми.
Вагон оказался интернациональным, ехали в нем граждане России, Украины, Казахстана, несколько азербайджанцев, еще кто-то и даже одна забавная молдаванка из какого-то совершенно захолустного села.
Она очень плохо говорила по-русски, а ее паспорт, в котором не было ни одного русского слова (Молдова давно перешла с кириллицы на латинский шрифт), приводил в недоумение всех пограничников. Никто из них ни в молдавском, ни в английском варианте не мог прочитать ее имя и фамилию, не говоря уже о месте рождения. В конце концов, все служивые, махнув рукой, ставили в ее непонятном паспорте штампы и шли дальше.
Молдаванка же – привлекательная женщина среднего возраста, улыбчивая, жизнерадостная, смеявшаяся над своим неумением говорить на русском, вызывала большую симпатию пассажиров, особенно мужчин. И когда к ней придрался какой-то толстый таможенник с неприятным, каким-то липким взглядом, обнаружив, что  в ее сумках чуть ли не двадцать литров домашнего вина, на защиту гражданки Молдовы поднялся, наверное, весь вагон: «Ну, чего ты пристал к бедной женщине? Видишь, она к родственникам едет, и ничего плохого на уме у нее нет!».
Служака явно не ожидал такого отпора и, недовольно пробурчав, что, мол, эти молдаване Казахстан окончательно споят, пошел дальше искать более легкую добычу.
А молдаванка, растерянная от «наезда», придя в себя и явно гордясь поддержкой, оказанной ее мужчинами, накрыла, как сейчас выражаются,  «поляну» с великолепным красным вином чуть ли не на половину пассажиров вагона.
В разгар неожиданного застолья, к которому как вы понимаете, со своей колбасой, салом, рыбой, сыром присоединились защитники «бедной женщины», она вдруг запела красивую мелодичную песню  на родном языке. Ее голос оказался настолько чистым и сильным, что весь вагон затих, а затем наградил певицу восторженными аплодисментами. А она, лучезарно улыбаясь, запела какую-то популярную песню советских времен и через минуту ее дружно похватил, наверное, весь вагон.
Поезд мчался по бескрайней степи, одна песня сменялась другой, русские, украинцы, казахи, азербайджанцы и еще кто-то там пили молдаванское вино, закусывали российской колбасой, украинским салом и сыром, казахской рыбой, шутили, смеялись и пели песни той огромной страны, которая еще совсем недавно была для всех нас общей Родиной.
И я вдруг поймал себя на мысли, что простым людям делить-то было незачем и нечего. Но кому-то из наших бывших «вождей» очень захотелось разобрать единое государство и превратить его в свои удельные княжества, не спросив ни согласия, ни желания своих соотечественников.
Возможно, кому-то стало жить лучше, но только не тем простым людям, которые каждый день в поте лица зарабатывали на хлеб насущный и старались вырастить и поставить на ноги детей. Кто-то со мной не согласится, но такова моя точка зрения.

Ну и недотепы же эти заезжие украинцы!
Ночь пришлось сидеть на вокзале Астаны в ожидании раннего утреннего поезда на Алма-Ату. Так что, могу поделиться лишь впечатлениями о самом вокзале, города я, конечно, не видел.
Здание просто замечательное, все хорошо продуманно, удобно расположено, есть даже эскалаторы. Чисто, светло, просторно и даже уютно.
Единственное, что не понравилось – это расписание движения поездов. Постоянно меняющиеся названия направлений следования, номеров поездов, времени отхода, подающиеся на электронном табло «бегущей строкой», совершенно не позволяли составить общее представление, куда же ходят поезда из Астаны. И, тем более, в какое время приходят на конечные станции. А это очень усложняет выбор маршрута с пересадками для пассажиров, едущих, предположим,  из Казахстана в Украину.
Не увидел я и расписаний, отпечатанных типографским способом. Искать графики движения поездов с других казахстанских вокзалов, например из Алма-Аты, тоже оказалось бесполезной затеей. Поэтому каждый едущий  с пересадками куда-нибудь далеко – в Прибалтику, Беларусь, в европейскую часть России или «дальнее зарубежье» на долго «загружал» кассиров, вынужденных рассчитывать разные варианты маршрутов.
Но в той же Украине или России любой пассажир, посмотрев стационарное расписание (с указанием времени в пути и часов прихода поездов на конечные станции), сам в течение 5-10 минут может наметить свой путь, не отвлекает кассира многочисленными вопросами  и не задерживает очередь. Кстати, в Алма-Ате было то же самое.
Может быть, я чего-то не понимаю?  Или, в самом деле, Восток - дело тонкое?
Так же, как и на больших вокзалах в Украине и в России, в Астане было полно бомжей. Как и там, они старались не привлекать к себе внимание. Были среди них  мужчины и женщины, чаще либо пожилые,  либо же какого-то неопределенного возраста, встречались совсем молодые парни и почти дети. Кто-то сидел или лежал на лавках для отдыха пассажиров, кто-то слонялся по вокзалу.
Все, в том числе и женщины, скажем так, не отличались аккуратностью в одежде, многие мужчины – с многодневной щетиной или бородатые. Пожилые – чаще всего сутулые, передвигались медленной шаркающей походкой. Кто-то нес грязные сумки и пакеты, другие же, похоже, не обременяли себя лишним «хозяйством».
Меня же бомжи почему-то сразу же приняли за своего, стали называть «братаном» и просили угостить сигаретой. Узнав, что я некурящий, теряли интерес, а кое-кто из них стал с оттенком непонятного превосходства смотреть на меня как на человека второго сорта.
В общем, все было, как и на других вокзалах, если бы не трое полицейских, которые возникли как из-под земли и очень лихо, скорее, грубо набросились на какого-то  молодого парня, не очень похожего на бомжа. Его мгновенно повалили вниз лицом, заломили руки и надели наручники, а потом, согнутого, куда-то потащили.
Он что-то пытался объяснить, но никто из стражей порядка даже не стал с ним разговаривать, а один из полицейских очень смачно врезал парню резиновой дубинкой по спине. Бомжи безучастными взглядами проводили задержанного. Все наблюдавшие эту сцену промолчали.
Для себя же я сделал вывод, что с полицией в Казахстане дела лучше не иметь, а то, неровен час…

Что это за манеры – ездить по городу на «танках» и «катафалках»?
Вокзал Алма-Ата -1 тоже оказался выше всяких похвал. Мне приходится много ездить, и я могу сравнивать увиденное. Так вот, если функциональное  назначение вокзалов Москвы, Питера, Киева, Минска, Одессы и других городов  не вызывает сомнения как транспортных предприятий, то Алма-Ата-1 – это почти дворец. Кстати, вокзал по-польски звучит как «двожец», а это - славянский язык.
Но площадь перед главным вокзалом «южной столицы», загруженная автомобилями, автобусами, троллейбусам, толпами спешащих в разном направлении людей, оглашаемая криками таксистов и кондукторов, зазывающих пассажиров в свои транспортные средства, привела меня в состояние тихого ужаса. Наверное, мне не повезло, так как я попал в «час пик».
Примерно то же самое происходило на главных  магистралях города. Бесконечные стада рычащих автомобилей сплошным потоком неслись в обе стороны. Автобус, в который мне удалось войти, был забит до отказа, а когда у какого-то перекрестка со светофором образовалась огромная «пробка», мне показалось, что она вообще никогда не «рассосется».
Признаюсь, переходить улицы в Алма-Ате страшновато. Особенно когда за рулем огромного джипа видишь девушку с круглыми от страха глазами («Что я делаю!»), которая едва возвышается над рулем.  Через несколько дней после приезда я установил, наверное, мировой рекорд скорости, спасаясь от автомобиля, мчавшегося через перекресток на красный свет. Захочешь жить – еще не так побежишь!
Разумеется, такое сегодня может произойти в любом городе, но транспорта на улицах Алма-Аты столько, что нужно что-то делать, и очень срочно – нужно строить подземные переходы, автомобильные развязки на разных уровнях, но главным объектом обязательно должно быть метро. Как мне сказали, все это делается, но вот когда будет построено – большой вопрос.
Но самым заметны, на мой взгляд, отличием первой столицы Казахстана от больших городов России и Украины является любовь автомобилистов Алма-Аты к огромным джипам, причем почему-то преимущественно черного цвета. Но они настолько похожи на катафалки, особенно «Брабусы», «Мерседесы» и «Лэнд Крузеры», что как-то становится не по себе.  А звероподобные квадратные коробки «Хаммеров» чем-то напоминают танки. Ну что это за манеры – разъезжать по городу на «танках» и «катафалках»?

Обоснованная зависть
Мои знакомые в Алма-Ате, которые пригласили меня в гости, - пожилые люди, уже давно на пенсии.  Первое время я волновался по поводу их расходов на гостя и старался покупать продукты. Но они меня успокоили, мол, их пенсии вполне хватает на жизнь. Мне стало интересно, и тут выяснилось, что оплата коммунальных услуг за содержание трехкомнатной квартиры составляет примерно пятую часть суммы их совместной пенсии, то есть не очень накладно. Переведя ее в гривны, я был приятно удивлен – оплата всех услуг даже в зимний сезон Алма-Ате стоит меньше, чем оплата за одно отопление подобной квартиры, например, в Львове.
Но при этом нужно учесть, что местные власти многих городов Украины, чтобы не вызывать большого недовольства населения, распределили расходы на отопление равномерно на 12 месяцев. То есть летом за «отопление» тоже нужно платить. Кстати, точно также поступают и в России. Таким образом, как это ни странно звучит, казахстанским пенсионерам большинство пенсионеров Украины и Росси могут только позавидовать.
Цены же на продукты питания даже в больших и дорогих магазинах Алма-Аты вполне сравнимы, а иногда и ниже, чем в крупных украинских городах, в том числе и в Киеве. Простите же, но средняя зарплата в Украине в два с половиной раза ниже! И работу еще надо хорошо поискать! А в Алма-Ате, как мне сказали, только ленивые не работают, причем соглашающихся вкалывать даже за 500 американских долларов найдется не очень много.
После этого за Украину стало как-то обидно…

Полиция шуток не понимает
Таким образом, украинский взнос в семейный бюджет моих друзей не понадобился. Поэтому единственной моей обязанностью стало выгуливание собаки – большого и удивительно добродушного эрдельтерьера, который  позволял делать с собой все, что угодно, но только детям, даже незнакомым. На мелких беспородных шавок его царственная особа вообще не обращала внимания,  однако Джек абсолютно не терпел присутствия псов примерно своих размеров и роста. Вот тут уже надо было держать ухо востро, так как, увидев врага,  он моментально, причем совершенно без лая бросался в драку.
Как-то раз мы с ним гуляли возле одного из оставшихся еще в Алма-Ате посольств, условно назовем его гондурасским. И тут из-под ворот этой «амбассады» вылетели то ли четыре, то ли пять довольно больших дворняг и набросились на меня и Джека.  Мой пес моментально вступил в драку.  Я  схватил какую-то палку, валявшуюся рядом с посольскими воротами, и мы с Джеком быстро одержали  полную и решительную победу. Шавки разбежались в разные стороны, но еще долго злобно рычали и лаяли издали.
За нашей победоносной схваткой  с любопытством наблюдал  из своей будки полицейский с офицерскими погонами. Я решил пошутить и с серьезным выражением лица  обратился к нему с такими словами: «Господин офицер! Разве вы не видели, что здесь только что произошел международный конфликт?». У того глаза на лоб полезли.
А я продолжаю: «Вот на этом самом месте на казахстанского пса и на меня только что напали гондурасские собаки. А что, если бы мы не оказали героического сопротивления и они бы нас покусали?  Да я бы подал иск против Гондураса  в Европейский суд по правам человека!  Почему вы не защитили меня и моего казахстанского пса?».
Полицейский совершенно обалдел и стал заверять меня, что это были не гондурасские шавки, а наши родные казахстанские. То есть, подавать иск в Страсбург нет оснований.
Я поблагодарил полицейского за разъяснение, Джек несколько раз тявкнул,  поддерживая мои слова, и мы гордо удалились. Только потом я сообразил, что суд по правам человека, скорее всего, не будет заниматься собачьими разборками, но полицейский этой «мелочи», оказалось, не заметил. Пару раз я встречал его на том же посту, и он всегда вежливо справлялся о здоровье Джека…

Алма-Ата – «неправильная» столица
Алма-Ата совершенно не похожа на другие города бывшего  Союза. Не скажу, что побывал во многих, но кое-что все-таки видел. Так вот, «южная столица» Казахстана, как это ни странно, больше всего напоминает мне некоторые курортные города, например Кисловодск или Трускавец. Такое же обилие зелени, цветов и огромные вековые деревья, скрывающие дома.
Кроны дубов, ясеней, лип, вязов, как и на курортах Предкарпатья и Северного Кавказа, почти смыкаются над проезжей частью улиц. Пусть там нет таких потрясающих высотных зданий, как в Алма-Ате, но ведь эти курортные жемчужины сами по себе очень маленькие. Однако архитектура многих санаториев,  особенно построенные в последние года советской власти, ничуть не уступает шедеврам архитектуры первой столицы Казахстана нашего времени. Точно так же Кисловодск и Трускавец  обрамляют горы, конечно,  не такие величественные, как Заилийский Алатау, но все-таки…
Самым большим отличием Алма-Аты, причем не в лучшую сторону, являются невероятные потоки автомобилей. Но если отойти от основных транспортных магистралей всего на пару кварталов вглубь, например, на улицу Тулебаева, то сходство с курортными городами будет практически полным. И это достояние – зеленый шатер города – надо, абсолютно необходимо сберечь!

Сомнительная «визитная карточка» Казахстана
Когда едешь по Казахстану на поезде, то приближение городов очень точно определяется …  по кучам мусора, количество и размеры которых  растут обратно пропорционально расстояниям до окраин населенных пунктов. А в некоторых случаях свалки строительного мусора, ржавого металлолома, какого-то тряпья, сломанной мебели  и огромного количества полиэтиловых бутылок и пакетов встречаются даже у вокзалов. Пластиковые бутылки буквально  заполняют впадины в рельефе  вдоль железной дороги  со степи, пакеты висят на проводах и переносятся ветром по земле  наподобие сухих коричнево-желтых шапок «перекати-поля».
Да и в самой Алма-Ате  утром вокруг парковых скамеек и во дворах – настоящие помойки. И это несмотря на то, что рядом, что называется рукой подать, может находиться мусорная урна. Но вокруг бывает все загажено  упаковками от чипсов, обрывками газет, шелухой от семечек и пивными бутылками. Ну что за народ, неужели самим не противно сидеть в центре мусорной кучи?
Возможно, со временем что-то изменится  в лучшую сторону, пока же призывы местных властей «Сделаем Алма-Ату чистой!»  далеко не всех подвигают выбрасывать мусор в урны, а не рядом с собой.
Однако с такой психологией пытаться развивать туризм – напрасная затея. Первые же туристы из зарубежья, как «дальнего», так и «ближнего», сделают у себя дома такую «рекламу» Казахстану, что вторые сюда просто не приедут. И никакими красотами Балхаша, Каспийского моря, Медео, Чимбулака и даже блистательной Алма-Аты их сюда не заманишь.

Респондент с «оловянными глазами»
Те несколько каналов казахстанского телевидения, с которыми удалось познакомиться (кабельное ТВ к моим друзьям еще не провели), прямо скажу, не впечатляли. Как и в Украине, чувствовалась какая-то скованность авторов, ведущих и режиссеров - этакий налет провинциальности и жуткое засилье рекламы. Удивляли только политические программы – ну точь в точь как тридцать лет назад.
Если транслировали какое-то заседание или собрание,  неважно чего -акимата, Мажилиса,  Сената, маслихата или же в поддержку чъей-то инициативы  или партии – присутствовавшие сидели с каменными лицами, усиленно старались делать вид, будто бы они очень внимательно слушают докладчика,  а после завершения выступления  выражали полный и бурный «одобрямс». Когда же тележурналисты интервью  брали  у кого-нибудь на улицах Астаны или Алма-Аты, то этот (или эта) несчастный с перепуганным лицом  и оловянными глазами  обязательно блеял что-то невыразительное, но это обязательно был все тот же «одобрямс».
Исключение составляли лишь те разделы новостей, которые касались  бытовых проблем. Тут уж народ резал правду-матку в глаза и  почти нецензурными словами давал характеристики местным чиновникам. Но в целом казахстанское телевидение какое-то скучное.
То ли дело, например, трансляция в прямом эфире(!) заседаний украинского парламента – Верховной рады, где народные избранники могут переломать микрофоны или устроить полный бедлам принесенными в зал  пленарных заседаний сиренами, дудками, пионерскими горнами и барабанами. А если им очень захочется повеселиться, то могут затеять самый настоящий мордобой.
При этом мне всегда было жаль «не слуг народа», которые разбили друг другу носы, наставили «фонари» или порвали пиджаки, а милиционеров, которые дежурят в момент драки в здании высшего органа законодательной власти. Разнимать дерущихся как-то надо, но как это делать, если у тех так называемая депутатская неприкосновенность? И милиция ничего и не делает.
А как потешаются многочисленные юмористы над косой Юлии Тимошенко, Виктора Ющенко  после их шуток можно только пожалеть, но ничего не поделаешь – заслужил! Над послом России в Украине Виктором Черномырдиным иногда просто издеваются, но тот терпит.
Словом, хочется отдохнуть и развлечься -  врубай телепередачу с заседанием Верховной рады или программу «95-ый квартал».

Десять заповедей Иисуса Христа и «пояс шахида» Алма-Аты
Мне несколько раз довелось бывать в Казахстане, но после распада Союза нынешняя поездка стала первой. От прошлых путешествий в вашу страну, а также в Узбекистан и Таджикистан у меня сохранились самые приятные, просто замечательные воспоминая и впечатления от встреч с самыми разными людьми – казахами, узбеками, таджиками, каракалпаками, а также русскими, украинцами, немцами  и еще кем-то, проживающими в центре Азии. Представляете, у меня здесь не было проблем! А если и возникали, то быстро находилось их решение.
Секрет очень прост – я вежливо обращался с вопросом  или просьбой  к первым попавшимся  мне совершенно незнакомым людям, и все мне помогали!  Не было ни одного случая, чтобы кто-то отказал,  тем более – в грубой форме.
То есть, я следовал одной из заповедей Иисуса Христа: обращайся с людьми так, как ты хочешь, чтобы они обращались с тобой.
Если же мне не могли помочь, то он (они или она) долго извинялись (до сих пор не пойму за что?)  и пытались найти человека, который был бы мне полезен.
Это было невероятно, мне казалось, что я попал куда-то в коммунизм. Правда, никакого материального изобилия вокруг и в помине не было, что  тем более не объясняло поведения окружающих – у каждого из них  своих проблем хватало.
Позже я понял, что это какая-то древняя культура общения и выражения уважения ко всем, а не что-то  формальное и показное. Это был не моральный кодекс строителя коммунизма, а что-то гораздо более серьезное, идущее из глубины веков и прошедшее испытание временем, не претерпевшее изменений вследствие смены общественно-политических формаций и выдержавшее нашествие чужих идеологий, нравов и обычаев.  И это не заслуга вождей, генеральных секретарей, ханов, султанов или царей, а, скорее, народная мудрость.
Это единственное, что может цементировать многонациональное государство, и, не дай Бог, и нам, и вам лишиться этой мудрости. Недаром говорят, если Бог (неважно кто – Христос, Аллах, Будда и Иегова)  хочет наказать кого-то, он лишает его ума.
Но мудрость (читай: терпимость, уважение, внимание, забота и т.д.) не может быть односторонней. И если кто-то нарушит данный божественный закон, в ответ обязательно получит  «русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Определение «русский» в этом случае условно, бунт может быть казахским, таджикским, киргизским, в общем, любым.
В начале девяностых мне очень больно было читать или слышать сообщения о межнациональных конфликтах в Киргизии, Таджикистане, Узбекистане и Туркмении (в Красноводске). Казахстан, насколько мне известно, избежал такой участи.
Но, приехав в Алма-Ату нынешней весной,  я узнал, что в одном из пригородов «южной столицы» жители, защищая свои дома от разрушения бульдозерами по приказу кого-то из городских чиновников, живьем сожгли полицейского. Более двадцати человек сейчас находятся за решеткой под следствием. Во время другого столкновения, но уже между казахами и чеченцами, погибли несколько человек с каждой стороны, а дом и имущество чеченской семьи сгорели.
Кое-что об этом писали местные газеты, но сообщения, на мой взгляд, были довольно противоречивыми. Однако уверен, что истинными виновниками (к сожалению, не юридически!) ужасной гибели человека (ведь полицейский – это тоже человек) являются не люди, которых довели до отчаянья, а чиновники, создавшие взрывоопасную ситуацию.
Как мне объяснили, кто-то пообещал узаконить «самострой» или что-то в этом роде в обмен за поддержку жителей пригородов Алма-Аты конкретного кандидата или политической партии на каких-то выборах. Но обманул.
В другом случае причиной смерти нескольких человек стала чья-то алчность, высокомерие и презрение к людям другой национальности и демонстративное их унижение. Но вести себя так – все равно, что играть с огнем.
Казахстан – большая и богатая страна, здесь всем хватит «места под солнцем»! И населяют его добрые, трудолюбивые, терпеливые и неагрессивные люди. Поэтому я склонен считать вышеупомянутые случаи не как что-то исключительное, а как зловещее предупреждение, которое, перефразируя Уильяма Шекспира, звучит так: «Неладно что-то в казахстанском королевстве!»
Как мне кто-то сказал, «бидонвили» вокруг Алма-Аты в народе очень метко (не дай Бог, пророчески!)  называют «поясом шахида». И очень похоже, что может наступить такой момент, когда этот пояс взорвется, погубив  множество жизней и судеб совершенно невинных людей. Проблему необходимо было решать еще «вчера и позавчера». Но и сегодня не  совсем поздно.
На мой взгляд, путем решения вопроса может быть предоставление равноценного по площади жилья, но с современными удобствами, собственникам сносимых домов, независимо от того, узаконены они или нет. Все расходы (или большую, львиную часть) должны нести строительные фирмы, которые на месте этих трущоб планируют строить современные комфортабельные квартиры.
Я уверен, что при нынешних ценах на недвижимость в городе Алма-Ате эти фирмы «гребут деньги лопатой»,  поэтому могут поделиться частью своих  прибылей с обездоленными и  не доводить дело до стихийного взрыва массового возмущения, до очередных трагедий.
И чтобы эта процедура приобрела законную форму, акиматы должны и даже обязаны, поскольку значительная доля вины за происходящее лежит именно на местной власти, в самые короткие сроки узаконить «самострой»  в обмен на согласие их жителей на снос при условии получения жилья от фирм-застройщиков территорий «пояса шахида». Других путей решения проблемы я не вижу.

Прощание
Очень не хочется уезжать из Алма-Аты – красивого и уютного города, в котором живут добрые, жизнерадостные и отзывчивые на чужую боль  люди, говорящие на многих языках и поклоняющиеся разным богам, но, тем не менее, прекрасно понимающие друг друга и  готовые в любой момент оказать помощь.
Здоровья вам всем, благополучия и уверенности в будущем!
   

Алма-Ата-Киев, июнь 2007 г .-  специально для газеты «Политика.Kz»

Средняя: 4.3 (7 оценок)

Комментарии

Да. Глаз то не очень внимательный у этого славянина. Говорят Киев дешевше Москвы в разы. Какие то нестыковки

Да ладно. Поделился мужик впечатлениями. Пусть.

Мы все равно мы кручинтайские пацанадармыз!!!!

Не увидел я и расписаний, отпечатанных типографским способом. Искать графики движения поездов с других казахстанских вокзалов, например из Алма-Аты, тоже оказалось бесполезной затеей. Поэтому каждый едущий с пересадками куда-нибудь далеко - в Прибалтику, Беларусь, в европейскую часть России или <дальнее зарубежье> на долго <загружал> кассиров, вынужденных рассчитывать разные варианты маршрутов.

Но в той же Украине или России любой пассажир, посмотрев стационарное расписание (с указанием времени в пути и часов прихода поездов на конечные станции), сам в течение 5-10 минут может наметить свой путь, не отвлекает кассира многочисленными вопросами и не задерживает очередь. Кстати, в Алма-Ате было то же самое.

Может быть, я чего-то не понимаю? Или, в самом деле, Восток - дело тонкое?

____________________________________________________________________________________________________________

В Астане на вокзале справочные элекронные терминалы стоят, вы такого в Украине не видели. Подходишь и пальчиком на мониторе выбираешь информацию о нужном маршруте. Типографские справочники - это вчерашний день

Суицид макрожуликов; евродоллар, ОБСЕ, ООН, ИисусИеговаКришнаБудда. Похороны: оккупац-антижузовой госмодели, конституции изменников родины, нацвалюты. Бенг-диверсанты Минобразования. Крот-инвесторы, трлн-доходы без прибавпродукции. Крим: сотрудничество, обмкурсы, кидалы вне межгоc-бух-банков. Сионист-СМИ-законы: необлагаемого финвывоза млнрабмест, суперконкурентоспособности фикции(18-250%). Бешенство: денпереводов, антизачета, физюрлиц вне расчетАО наспунктов. Вышка: счета казвреда, ущерба(180трлн), гос-кап-услуг, ФОТ, маржи без акцепта рын-потребит-капитала. Нацидея: отстрел калбит-власти, инвалютчиков, капкласса ценомародеров (антиГеитсов). М Ишаев Ставка ордабасы ООН РК тел 662891, +7706711095 znanie_sila_kz@mail.ry