:: РОЖДАЕМОСТЬ В РК: ПРИРОДА «КАЗАХСКОГО ФЕНОМЕНА» И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ

Просмотров: 1,061 Рейтинг: 3.0

Современный мир, особенно высокоразвитые страны, переживает кризис рождаемости со всеми вытекающими из этого негативными социально-экономическими и политическими последствиями. Причем, как полагают эксперты, он случился вследствие урбанизации, индустриализации, роста уровня образования и тенденции к гендерному равенству, которые размывают традиционные ценности и укрепляют ценности экономические. Парадокс в том, что при таких же условиях в Казахстане рождаемость сохраняется на достаточно высоком уровне… Объяснить этот феномен (или аномалию) мы попросили известных отечественных демографов - руководителя международного научно-исследовательского центра Digital social research ВКТУ к.и.н. Жанну Аубакирову и ведущего научного сотрудника этого центра д.и.н. Александра Алексеенко.

Обратная реакция

- В чем демографическая «фишка» Казахстана? Или его тоже ждет кризис рождаемости, только с некоторым опозданием?

- Снижение рождаемости в мире является следствием прогрессивных социально-экономических изменений, неким критерием «развитости». Классификации ООН подтверждают этот вывод. Согласно им, усредненный показатель суммарного коэффициента рождаемости (среднее число детей, рожденных одной женщиной за всю жизнь) в высокоразвитых странах составляет 1,6, в развивающихся странах – 2,5, в наименее развитых странах – 4,1. Смущает то, что логика выстраивается в единственно возможную линию – модернизационные процессы неизбежно ведут к кризису рождаемости.

В Казахстане же суммарный коэффициент рождаемости (СКР) стабильно растет с начала ХХI века. Если в 2000 году он составлял 1,86, то в 2021-м – 3,32. Причем это происходит на фоне увеличения численности городского населения, повышения удельного веса лиц с высшим и средним специальным образованием, в том числе женщин, роста ожидаемой продолжительности жизни и других показателей, то есть всего того, что, казалось бы, должно вести к снижению рождаемости. Однако она продолжает сохраняться на высоком уровне.

- Чем это можно объяснить? Каково здесь влияние социально-экономических реалий нашей страны?

- Рождаемость не всегда можно привязать к экономическим процессам. Демографические отношения существенным образом зависят и от социокультурного прошлого, а также от степени его «сохранности» в наши дни. Иначе говоря, их нужно рассматривать не только как следствие социально-экономических преобразований, но и как часть культурных норм, которые формировались на протяжении многих столетий, закреплялись в традициях, обычаях, религии и не могут измениться за короткий срок. Вот почему большое значение имеет история сосуществования традиционной культуры с индустриальным вектором развития государства, а также то, насколько основательно представители той или иной этнической группы были вовлечены в индустриально-промышленный контекст.

К примеру, особенностью советского Казахстана являлась этническая дифференциация системы расселения и социально-экономической деятельности. Большинством городского населения и работников промышленных предприятий были представители европейских этнических групп, прежде всего, русские. Даже к концу 1980-х годов урбанизация и индустриализация не коснулись основной массы казахов. Их удельный вес среди горожан в нашей республике тогда равнялся 26,6%. И это был самый низкий уровень представительства титульного населения в городах СССР. Для сравнения: аналогичный показатель применительно к туркменам в Туркменистане (повторимся, речь идёт именно о городских жителях) составлял 53,8%, к узбекам в Узбекистане – 53,7%, к таджикам в Таджикистане – 50,5%. Еще меньшей была доля казахов среди занятых в промышленности – 13% (в сельском хозяйстве – 35%), тогда как доля узбеков среди тружеников индустрии соседней республики достигла 53%.

После распада СССР все этнически дифференцированные особенности развития Казахстана, формировавшиеся в течение долгого времени, начали концентрироваться в представителях казахского этноса. Многие компоненты городского образа жизни принимались в готовом виде, без осмысления исторического контекста, в котором эти компоненты развивались. Освоение ранее неизвестных большинству казахов социальных, в основном городских, статусов привело к тому, что до настоящего времени продолжается накопление разных вариантов социодемографического развития. При этом многодетная семья, высокая рождаемость воспринимаются значительной частью населения как культурное наследие и национально–патриотическая идея, то есть вне экономического контекста.

Ввиду этого становится все более непонятным, какой тип репродуктивного поведения выработается в условиях социокультурной неопределенности. Можно лишь констатировать четкую закономерность – чем более однороден этнический состав населения постсоветского Казахстана, тем выше показатели рождаемости. Но здесь важно понять, является ли такая динамика следствием «освобождения от полиэтничности», в результате чего исторически сложившиеся показатели рождаемости казахов, скрытые ранее в среднестатистических данных, стали определять статистический ряд. Или же тенденции рождаемости казахского населения отражают социокультурные, социально-экономические реалии суверенного состояния.

Параллельные эпохи

- А к какому из этих двух вариантов склоняется ваша исследовательская группа?

- Для того, чтобы увидеть истоки тенденции современной рождаемости, важно проанализировать демографическое поведение казахов в статистически обозримой ретроспективе. А именно рассмотреть три исторических периода, различающихся по политическим, экономическим и культурным параметрам, – кочевой, советский и суверенный, которые оказали на это поведение решающее влияние.

Так, в настоящее время демографический идеал, социокультурный образец семьи и числа детей в ней перенесен в кочевое казахское общество. Но проверить это на основе статистических данных невозможно в силу отсутствия таковых. Факты повсеместно распространенной многодетности в тот период фиксируются в народном эпосе, они во многом мифологизированы и гипертрофированы, как и у всех народов. Исследования же авторов разных времен свидетельствуют о катастрофической эпидемиологической ситуации в степи и высокой смертности, которые и предполагали рождение определенного числа детей в семье, должного «перекрыть» потери.

Да, высокая рождаемость компенсировала смертность, но естественный прирост казахов в конце ХIХ–начале ХХ веков был невелик и колебался в пределах 0,7–1,0% в год. При фактическом отсутствии медицины лишь высокая рождаемость могла поддерживать процесс воспроизводства на более или менее приемлемом уровне.

Существенно сократили численность казахов катастрофические явления первых десятилетий советской истории (1920–1940-е годы) - гражданская война, голод 1920-х годов, особенно голод 1930-х, затем ВОВ. Но они не сломали их социокультурный стержень, оказавший большое влияние на процессы воспроизводства в последующем. Более того, в суверенное время демографические трагедии легли в основу убеждений и призывов к необходимости высокой рождаемости с целью восстановления и увеличения казахского этноса.

Казахстанские особенности этнодемографического развития, в формировании которых важную роль играл социально-экономический фактор, начали проявляться в 1950–1960-е годы. Большое значение в их становлении имел миграционный приток из европейской части СССР в 1930–1960-е годы. Полиэтничность, в сжатые сроки сконструированная политическими методами, стала причиной появления в Казахстане параллельных миров с, повторимся, этнически дифференцированной системой расселения (село – преимущественно казахское, город – преимущественно европейский) и структурой занятости (казахи в сельском хозяйстве, представители европейских этнических групп в индустриально-промышленном секторе). Демографическим отражением такого «параллельного» существования стали все более различающиеся показатели рождаемости у представителей основных этнических групп республики - в первую очередь казахов и русских.

Так, согласно материалам переписи населения 1989 года, 68,2% казашек имели пять и более детей, рожденных в 1950-1960-е годы и доживших до конца 1980-х. У русских женщин этот показатель намного ниже – 8,2%. Среднее число детей, рожденных одной казашкой в тот период, – 6,30, а русской - 2,38.

Как мы считаем, в общей советской «исторической эпохе» существовала своя этнически выраженная «эпоха», фактически параллельная индустриально-урбанисткой. Ее особенностью являлась определенная «консервация» многих традиционных ценностей. Соответственно демографические отношения у казахов складывались в контексте именно казахской «исторической эпохи», собственной «внутренней среды».

Таким образом, тенденции, связанные с рождаемостью, были существенно разнонаправленными вследствие этнической дифференциации социокультурных ценностей, влияющих на представления о семье, о количестве детей в ней.

Количество – гарантия качества

- Получается, что традиция многодетности у казахов была рождена во второй половине ХХ века?

- Да. И именно вследствие социально-экономической политики СССР, полиэтничности советского Казахстана. Как уже было отмечено, эта политика, связанная с урбанизацией, городским образом жизни, индустриально-промышленным производством и соответствующей структурой занятости, не разрушала традиции рождаемости коренного населения, поскольку модернизационные функции выполняли в основном представители европейских этнических групп. Казахи же находились в искусственной социально-экономической, демографической среде, не зафиксированной среднестатистическими показателями.

Одной из особенностей этой искусственной среды было то, что снижение смертности не стало фактором, значительно влияющим на уровень рождаемости, не привело к его существенному снижению, как это происходило у многих других народов. Планирование семьи, детей в случае с «советскими казахами» определялось другими критериями. Закономерность «стремление к качеству жизни ведет к сокращению количества детей» не срабатывала. Более того, «количество» фактически гарантировало «качество».

- Что вы имеете в виду?

- Дело в том, что большое количество детей не приносило семье чрезмерных материальных расходов. Многодетность поощрялась государством как материально (социальные выплаты), так и морально (медали, звания, публикации в СМИ и т.д.). При этом медицина, образование (дошкольное, школьное, высшее) были бесплатными. Детям из многодетных семей, особенно жителям сельской местности, предоставлялись льготы на обучение в вузах.

Так, за период с 1960-го по 1990-й вследствие эволюций возрастной структуры, вызванных демографическим взрывом 1950-х и первой половины 1960-х годов, количество студентов казахской национальности увеличилось в 4,9 раза. А в 1980–1989 годах рост числа студентов на 98,8% обеспечивался казахской молодежью. В конце советского периода истории, согласно данным переписи населения 1989 года, высшее образование имели 15,0% городских и 7,0% сельских казахов старше 15 лет (тогда как русских – соответственно 12,6% и 4,7%). Не следует забывать и о том, что в селе, в личном подсобном хозяйстве дети были незаменимыми помощниками...

Таким образом, во второй половине ХХ века традиционные нормы рождаемости обрели второе дыхание. Социально-экономические и морально-идеологические преференции социалистического государства не просто хорошо совмещались с ними, но и укрепляли их, делали более устойчивыми. В 1950–1980-е годы сформировался имидж: многодетные семьи – уважаемые и достойные. Хотя в значительной мере это был рациональный выбор, стратегия, основанная на социально-экономической выгоде, хорошо сочетающейся с традиционными социокультурными установками. Проще говоря, многодетность предоставляла определенный материальный достаток, почет и уважение родителям, возможность обеспечить достойное будущее детям.

Особенность в том, что все эти преференции оценивались через бытовую призму, в довольно узком кругу сельской среды. Роль государства (как причинно-следственная связь) фактически не воспринималась на этом уровне, государственные законы, указы и т. д. были некоей абстракцией и не рассматривались как причина роста числа детей в семье. Во многом потому, что большое значение в селе имело личное, полунатуральное подсобное хозяйство, экономически относительно независимое. Поэтому там связь с госструктурами ощущалась в гораздо меньшей степени, чем в городах.

Вследствие этого сформировалось убеждение, что многодетность – это давняя казахская народная традиция, культурный код этноса, и на этой базе выстраивались репродуктивные семейные практики. Город, индустриальное развитие и т.д. имели слабое влияние на казахский социум. Традиционный доиндустриальный сегмент благополучно существовал в контексте индустриально-промышленного вектора государственного развития, которое осуществляли другие этносы. Советская действительность, по сути, укрепила традиционный демографический потенциал, более полно раскрыла его возможности. На этой социокультурной основе большинство казахов и вступило в период суверенного развития.

Под давлением города

- Как менялась демографическая ситуация после обретения суверенитета?

- В «наследство» от советского периода Казахстану достались европеизированный уклад жизни, городская социально-экономическая инфраструктура и прочие компоненты «параллельного мира». Но конструкция «суверенная демографическая система» начала формироваться уже на другой политической основе. Одной из актуальных ее задач стал рост численности и удельного веса казахов в составе населения, преодоление «этнодемографических диспропорций прошлых десятилетий».

Как следствие, в течение короткого времени (1989–2021 годы) этнический состав населения республики, в том числе городского, кардинально изменился. Эмиграция сократила число городских русских вдвое, урбанизация увеличила число городских казахов в 3,7 раза. Если в 1989 году в городах проживали 35,7% казахов, то в 2021-м – 58,2%. Вчерашние сельские жители стали доминирующим большинством казахстанского города.

Стремительное преодоление расстояния от аграрного традиционного общества к обществу городскому привело к тому, что «созревание», подготовка к новому образу жизни происходили у большей части казахского населения уже непосредственно в русифицированном городе. И это являлось серьезной угрозой казахскому языку, культуре, традиционным ценностям в целом. Поэтому вполне логично, что, оказавшись под давлением городской среды, традиционная культура начала выполнять защитные функции по сохранению этнических основ народа, становиться интегрирующим фактором нациестроительства в суверенном Казахстане.

Таким образом, в постсоветский период началось создание новой демографической системы на основе казахского этноса. Эволюции этнического состава населения привели к тому, что постепенно стали уходить компоненты, формировавшие особенности демографического развития во второй половине ХХ века. Более того, потерял актуальность фактор этнической дифференциации системы расселения, экономической деятельности, имевший определяющее значение для сохранения культурных ценностей казахского этноса. Период консервации в селе быстро уходит, казахи занимают ключевые социальные ниши, в том числе и в городах республики. В то же время разрушение замкнутой специфической среды – потенциально самое опасное время для традиционной культуры.

Продолжение следует…

Источник: СПИК-Тайм

Средняя: 3 (4 оценок)